Пушкинский день России
Хорошо помню из детства два толстых зелёных тома с золотым тиснением, отличающиеся от других книг. Их было очень приятно подержать, потрогать, погладить матерчатый переплёт, полистать в поисках редких иллюстраций. Там в самом начале был изображён необычный человек – кудрявый, в белом сюртуке и с перстнями на большом и указательном пальцах. Мама говорила: это Пушкин, прочитаешь, когда вырастешь. И я возвращалась к зачитанным до дыр сказкам про мёртвую царевну и царя Салтана, уже в четыре года от старшей сестрёнки зная, что это тоже Пушкин.
Как и многие, наверное, взрослея, я всё время открывала для себя его заново: страстного в «Цыганах» и ироничного в «Графе Нулине», бесстрашного в «Капитанской дочке» и трагичного в «Борисе Годунове», таинственного в «Пиковой даме» и простого в «Евгении Онегине», близко-понятного в «Барышне-крестьянке» и отстранённо-далёкого в «Медном всаднике». Он всегда разный!
Совсем не такой, каким мы узнали его в школе. «Я люблю вас, но живого, а не мумию», – признавался поэту Владимир Маяковский. И я люблю его – мальчишкой за то, что плохо учился (был из 29 учеников выпуска в Лицее 26-м, как бы сегодня сказали, по рейтингу успеваемости), но был большим эрудитом; за то, что дразнил друга Кюхельбекера и стрелялся с ним в Лицейском саду клюквой из-за насмешек и эпиграмм. За вспыльчивость и готовность защищать честь женщины, видя хотя бы намёк на недостойное к ней отношение. За то, что буквально «на коленке» мог сочинить три-четыре гениальные строчки, которые тут же разлетались по обеим столицам и дальше. За то, что, когда второй раз шёл свататься к Наталье Гончаровой, надел фрак лучшего друга Павла Нащокина и получил потом этот «счастливый» фрак в подарок. За свободолюбие, за то, что не был соглашателем и конформистом, но в то же время был эгоистом и картёжником. За то, что очень любил жизнь и боялся состариться. За мужество последней ночи после дуэли и внутреннюю победу над ничтожеством политиков. За то, что был настоящим и очень живым…
У каждого из нас свой Пушкин, но у всех он – один…
По случаю юбилея мы задали разным людям три вопроса:
1. Ваша первая ассоциация с именем Пушкина.
2. Когда вы первый раз прочитали его произведения?
3. Процитируйте любимые строки.Л.Г. Готкис, председатель районной Думы:
1. Великий из самых великих. Попросите любого школьника назвать великого поэта, ответит: Пушкин.
2. В детском саду выучила стихотворение «Буря мглою…».
3. «Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…»Л.Н. Сизикова, директор ДШИ №1:
1. Нечто необъятное.
2. Ещё до школы – сказки, сначала мне читали, потом сама научилась.
3. «Я вас любил…»Ю.Н. Калугин, фермер, глава КХ «Юрмач»:
1. Все это знают: «Мороз и солнце; день чудесный!»
2. Сказки мне читали – ещё до школы. Потом сам стал потихоньку.
3. Какую цитату ни возьми – всё в тему, всё – любимое. Ну вот, к примеру: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!»С.Е. Садовская, наша постоянная читательница:
1. Когда была совсем маленькой, дедушка приходил с работы и вечером пел мне песни, чаще всего – «Буря мглою небо кроет…».
2. Моей двоюродной сестре соседка-учительница подарила красочную книгу «Сказка о царе Салтане», таких ни у кого не было. Это был класс четвёртый, после войны.
3. «Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись! В день уныния смирись: день веселья, верь, настанет».
Галина ШИПИЦЫНА
© Редакция газеты «Камышловские известия»