Образование
Директор Галкинской школы М.Г. Кузнецова стала делегатом III Всероссийского съезда учителей
13 сентября в Чебоксарах прошёл III Всероссийский съезд «Учитель сельской школы в векторе развития России». В его работе приняли участие 505 делегатов из 62 регионов Российской Федерации.Свердловскую область представляла директор Галкинской школы Марина Геннадьевна Кузнецова.
Наш диалог состоялся после её возвращения с педагогического форума.
– Традиция всероссийских учительских съездов началась в начале прошлого века. Интересно, Марина Геннадьевна, в чём специфика форума сельских учителей?
– Что бы ни говорили, сельские школы отличаются от городских. В сельской местности совершенно другая инфраструктура, меньше учащихся, но микрорайон обслуживания сельской школой намного обширнее; для средних школ он может составлять десятки квадратных километров. Хотя качество образования у нас не хуже. Поэтому съезд призван был обсудить вопросы, которые возникают у сельских школ и у сельских учителей в частности.
– Позиция нового министра образования О.Ю. Васильевой – продолжать образовательные реформы. Какие из них в первую очередь коснутся именно сельских школ? Что говорилось об этом на форуме?
– Как было отмечено, каждый четвёртый выпускник, поступивший этим летом в вузы, был выпускником сельской школы. Это важный показатель: значит, мы работаем хорошо. Также Ольга Юрьевна подчеркнула, что необходимо найти оптимальный механизм межведомственного взаимодействия образование – медицина – культура, поскольку сельская школа – это особый социокультурный центр. Все территории эту проблему решают по-разному: в Чувашии, например, созданы комплексы: школа – детский сад – ФАП – учреждения культуры.
Если говорить о нашем селе, поневоле так и получается: дом культуры есть только в селе Галкинском. Ни в посёлке Калина, ни в Бутырках нет даже библиотеки. Поэтому, естественно, для детей можно организовать дополнительные занятия только в школе.
Поднимался важный вопрос о медработниках, которые раньше обязательно были во всех школах. Потом ставку сократили, так как у нас детей меньше, чем в городских. Министр ответила, что этот вопрос находится на контроле у президента.
– Сегодня актуальны вопросы профориентации на селе…
– Разные школы представляли свой опыт работы в этом направлении. Шёл разговор о создании сельхозклассов, агрошкол. Министр проговорила, что нужно вернуть учебно-производственные комбинаты, хотя совсем необязательно в сельской школе должна быть ориентация только на сельхозпрофессии, они должны быть разными и востребованными. Но в любом случае, если ребёнок живёт в деревне, он должен уметь работать с землёй. Нам это очень близко, потому что мы сохранили пришкольный участок, в учебном плане есть предмет «Приусадебное хозяйство» и практикум по этому предмету. Однако все школы, которые представляли такой опыт, имеют хорошую материально-техническую базу: технику, оборудование, нам этого пока не хватает. Многие школы сотрудничают с агропредприятиями…
И отдельно был вопрос о специалистах. Если раньше они были в штате школы как мастера производственного обучения, то сейчас таких штатных единиц уже нет.
– Что говорилось про условия для работы сельского учителя?
– Поднимался такой вопрос, как закрепить учителя на селе. Только 22% педагогов – молодые специалисты до 35 лет. Министр отметила, что для работы учителя должны создаваться идеальные условия, хотя оснащены многие сельские школы сегодня не хуже городских.
– Расскажите и о практической части мероприятия. Что удалось увидеть?
– Накануне мы побывали в Новочебоксарской общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Увидели, как коллектив работает над социально-персональной реабилитацией детей. Обсуждали актуальные вопросы совершенствования системы образования, обеспечения равных возможностей образования детей в сельских и городских школах. После дискуссии нас познакомили с достопримечательностями города.
А в ходе работы съезда для обмена опытом работало пять дискуссионных площадок. Я участвовала в первой: «Сельская школа – центр социокультурной жизни села. Какой она должна быть?».
В целом хочу отметить высокий уровень организации работы съезда, профессионализм модераторов площадок, особую рабочую и одновременно душевную атмосферу. Общение с коллегами, безусловно, поможет в работе. Радует, что наши проблемы услышаны, и есть надежда, что они будут решены.
Записала Галина ШИПИЦЫНА
Кстати
По данным Минобрнауки, сейчас в России более 26100 сельских школ, в которых 3,6 млн. учеников и 500 тыс. педагогов.
Вопросы, на которые акцентировала внимание министр образования и науки О.Ю. Васильева в ходе работы съезда:
- Трудовое обучение необходимо. В школу будет возвращён общественно-полезный труд.
- Малокомплектные школы. Будет остановлено закрытие малокомплектных школ.
- «Электронная школа». Ведётся разработка проекта, где лучшие учителя России создали систему интерактивных видеоуроков по всем предметам школьного курса. Такой ресурс будет полезен для учеников, родителей и педагогов.
- ЕГЭ. Произойдёт сокращение тестовых заданий, больше будет творческих. Учитель на уроках должен преподавать предмет, а не «натаскивать» учащихся на решение заданий. ЕГЭ не является критерием оценки работы школы и учителя, поскольку и классы, и ученики бывают разные.
- Электронные журналы. Необходима постепенная замена ими бумажных.
- Работа с родителями. Должна быть одним из главных направлений. С родителями иногда работать труднее, чем с детьми.
- Заработная плата. Будет увеличиваться постепенно. Базовая её часть закрепится на уровне 70% от общей суммы, и 30% – стимулирующие выплаты.
- Система услуг. Школа должна обучать и воспитывать, а не предоставлять услуги.
© Редакция газеты «Камышловские известия»