Война… Короткое слово, страшная действительность. Как много судеб перевернула, как много горя принесла она. Все меньше и меньше остается свидетелей той поры. И надо торопиться, чтобы сохранить их воспоминания для потомков, для истории. В Камышлове живет ветеран Великой Отечественной А.И. Ошурков. Я встретилась с ним.
— Анатолий Иванович, расскажите о вашем первом годе на войне.
— К началу войны я жил в Далматовском районе Курганской области, оттуда и был призван в армию в 1943 году. Было мне 18 лет. Отправили нас в Чебаркуль Челябинской области в учебные роты — готовили к военным действиям. Жили полгода в землянках. Помню, они большие были, и вмещалось туда нас по три роты – это 250 человек. Была зима, холодно — жильё не отапливалось, и кормили плохо. В роте готовили младших командиров, и, чтобы хоть как-то нас от холода защитить, выдавали матрасы, подушки, одеяла соломенные. А в соседней землянке жили простые солдаты, так им, кроме матраса, ничего больше не полагалось.
В мае-июне нас к фронту ближе повезли, в Рязанскую область. Жили мы около месяца в бору, деревья пилили. Оставляли пеньки около метра, чтобы танки не прошли – это как защита была, можно сказать. А бревна на себе таскали в лагерь и строили землянки.
— Расскажите о фронтовой жизни.
— Нас привезли на границу с Польшей. Шли пешком… Ночью по дороге, пока не видно, а днём в лесу скрывались. Это уже было в 1944 году после нового года. Нашим войскам было полегче, появились «Катюши». Сейчас даже и не вспомнить, сколько мы так стояли. Потом нас отправили в Восточную Пруссию. За несколько дней наши войска сделали прорыв и вглубь, и в ширину. Много потерь было во время этой операции. Потом снова стояли в обороне, ждали пополнения. Как только ряды пополнились, пошли дальше. Литва… Черняховск… Кёнигсберг… И тут я получил ранение. Правым глазом и сейчас не вижу, зрачок рассечён. В госпитале два месяца лежал. Ну а тем временем наша армия взяла Кёнигсберг, и её отправили на Дальний Восток, а я остался. Меня перевели в другую часть. В Пиллау получил второе ранение. Оправившись, стал связным командира взвода. Мне неоднократно предлагали стать командиром, но я солдат, не моё это дело — командовать людьми.
— Анатолий Иванович, немцы, какие они?
— Впервые я встретился с ними лицом к лицу в Польше. Оказалось, что они такие же солдаты, как мы. Мне посчастливилось не встретиться с эсэсовцами. Те никого не щадили. На войне убивают. Одно дело, когда война идет на равных, между мужчинами, другое — когда зверствуют над детьми и стариками. Мы воевали на равных. Бои шли около леса. Между обстрелами успевали бегать в лес, ради интереса, посмотреть на врагов. Они были убиты, но выражения их лиц вызывали только жалость. В любом случае, война — это страшно, дико. Не приведи, господь, новой.
— Анатолий Иванович, как вы оказались в Камышлове?
— В Камышлове у меня сестра родная жила. К ней и приехал. Вот уже 60 лет живу. Город мне родным стал.
- Анатолий Иванович внес свою лепту в общую победу, в нашу мирную жизнь. Сегодня он — счастливый человек, который воспитал сына, внуков и радуется подрастающим правнукам.
Алена МЕНЬШЕНИНА, учащаяся лицея.
© Редакция газеты «Камышловские известия»