Возникновение Пышминской заимки (ныне села Никольского)
Продолжение…
В этом году исполняется 100 лет со дня образования Камышловского района (16 января 1924 года) и 20 лет со дня наделения муниципального образования статусом муниципального района (25 ноября 2004 года). Мы продолжаем публиковать отрывки из исследовательской работы С.Г. Карякина «История Камышевской (Камышловской) слободы (1 августа 1668 г. – 28 мая 1781 г.).
Земли Свято-Никольского монастыря
Прежде чем приступить к вопросу о возникновении монастырской Пышминской заимки, нужно сказать несколько слов о регламенте получения земельных владений монастырями во второй половине XVII века. Весь процесс получения земельных владений жёстко регламентировался центральными властями. Без указа великого государя и без грамот из Москвы всякое монастырское земельное владение считалось нелегитимным.
Заимка на реке Пышме первоначально была земельным владением Верхотурского Свято-Никольского монастыря. Она была «пожалована» обители по «данной» от 27 марта 1670 года (по старому стилю) «по челобитью Николского архимандрита Варлаама з братьею для монастырские их скудости … из пустых земель». Эту дату следует считать датой основания Пышминской заимки (села Никольского Камышловского района).
Заимка граничила с государственными слободами – Камышевской, Красноярской и Пышминской. Споры «о межах» (границах) плодородных пышминских земель между монастырскими и слободскими крестьянами никогда не утихали. У слободских крестьян был козырный аргумент: Свято-Никольская обитель получила Пышминскую заимку «по данной» от 27 марта 1670 года «за государевою верхотурскою печатью» воеводы Ф.Г. Хрущова Большого, но «без великого государя указу и без грамот».
Несмотря на то что верхотурскую «данную» на земли по реке Пышме монастырь в 1676-1677 годах заверил в Тобольске, а также получил в 1678-1678 годы новую «данную», заверенную «государевою тоболскою печатью» (от верхотурского воеводы И.Ф. Пушкина), сам факт приобретения Никольской обителью земель без согласования с Москвой вызвал гнев столичных чиновников.
В Верхотурье даже последовала грамота, повелевающая воеводе «землю, которую дали в Николской монастырь на Пышме реке без нашего, великого государя, указу и без грамот, приписать к нашим государевым верхотурским слободам и на той земле строить слободу и селить драгун и крестьян, где доведётся, а крестьянам пахать нашу десятинную пашню до нашего, великого государя, указу».
В отношении же изъятых у Свято-Никольского монастыря в государственный земельный фонд владений указывалось: «отвести земли из порозжих земель тож число, что взято под нашу, великого государя, десятинную пашню, или в полтора, или вдвое, подле монастырских прежних данных земель».
19 ноября 1678 года архимандрит Варлаам, сопровождаемый «монастырскими трудниками», выехал из Верхотурья в Москву «бити челом о церковных потребах и о монастырском строении». Необходимость поездки по преимуществу была связана с тем, что в это время чрезвычайно остро встал вопрос о юридических правах на владение крупнейшим монастырским земельным комплексом – Пышминской заимкой.
Разбирательства по Пышминскому делу затянулись в Москве на два года. Наконец был найден компромисс. Грамотой «с прочетом» от 12 декабря 1680 года Пышминская заимка на неопределённое время (до окончательных результатов размежевания писца Л.М. Поскочина и завершения «сыска накрепко» по земельным спорам) осталась во владении Свято-Никольского монастыря. Для обители такое неопределённое решение означало пусть временную, но победу. Подлинник грамоты, «списав с неё список», верхотурский воевода обязан был вручить «архимандриту Варлааму з братьею» как документ, удостоверяющий права Никольского монастыря на Пышминскую заимку.
Что послужило причиной столь благополучного для обители решения? Не смогли ли отыскать воеводы в Верхотурском уезде «порозжих земель тож число» для компенсации Никольскому монастырю всей площади изъятых у него пышминских владений, или дело решилось проще – путём практикуемых во все времена «посулов» (взяток) нужным людям в московских приказах, мы, вероятно, никогда не узнаем.
Стольник Фёдор Григорьевич Хрущов (Большой) был верхотурским воеводой в 1669-1676 годах (Вершинин Е.В. Воеводское управление в Сибири, XVII век. С. 154). Именно при его управлении Свято-Никольский монастырь получил первую «данную» (от 27.03.1670 г.) на пашенную землю и сенные покосы по реке Пышме. Выдаче этого документа предшествовала челобитная 1669-1670 годов архимандрита Варлаама «з братьею», в которой писалось, что взамен изъятых у монастыря в государственный земельный фонд пашен, обители необходимы «для пропитанья братеи и больничных старцов» новые земли.
Переписчик Л.М. Поскочин в 1680 году записал в переписи: «Никольского монастыря посельской старец Макарей да слушка Андрюшка Липин про новую Пышминскую заимку сказали. В прошлом де во 179-м году по указу великого государя, а по челобитью никольского архимандрита Варлаама з братьею для монастырские их скудости отведена им в монастырь та земля пустая и дана им на ту землю с Верхотурья за государевою верхотурскую печатью даная. Да в прошлом же во 185-м году на ту ж их монастырскую Пышминскую заимку дана им в Тобольску даная за государевою тобольскою печатью. И те де даные архимандрит Варлаам свёз с собою к Москве. А как де та земля им в монастырь отведена и от Камышевской и Красноярской слобод учинены межи».
Кто жил на землях?
Приведём выдержки из архивных документов (переписчик Л.М. Поскочин).
«Никольского монастыря деревня на реке Пышме построена вновь после переписных книг 7167 (1659-го) году. А в той деревне монастырской скотной двор. В нём живёт монастырской слушка Андрюшка Лапин. Да в той же деревне крестьяне поселились вновь, а кто откуда пришёл и где наперёд сего жил, и то писано ниже сего.
Во дворе Исачко Григорьев сын Яковлев. Сказал, родился де он в Устюжском уезде в Камарицкой деревне, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 183-го году. У него дети: Самошка четырёх лет, Петрушка трёх лет. Федка году.
Во дворе Васка Осипов сын Бабинов. Сказал, родился де он в уезде Соли Камской на Ейве Глухой, жил во крестьянех в вотчине имянитого человека Данила Строгонова. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 187-го году. У него дети: Мишка семи лет, Офонка пяти лет, Харька полугоду.
Во дворе Фомка Алексеев сын Савостьянов. Сказал, родился де он в Устюжском уезде в Лужицкой волости, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 182-го году. У него брат Микифорко. У Микифорка сын Алёшка дву лет.
Во дворе Сенка Леонтьев сын Басов. Сказал, родился де он у Соли Камской на посаде, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 185-го году. У него дети: Артюшка пятнадцати лет, Нефедко четырёх лет.
Во дворе Ларька Исаков сын Еловских. Сказал, родился де он в Устюжском уезде в Ратмеровской волости, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 180-го году. У него дети: Гарасимко пяти лет, Елфимко трёх лет, Андрюшка году. У него ж братья: Кузёмка да Ивашко. У Кузёмка сын Данилко дву лет. У Ивашка пасынок Евсючко Иванов дву лет.
Во дворе Васка Фёдоров сын Гуляев. Сказал, родился де он в уезде Соли Камской на Ейве Глухой, жил во крестьянех в вотчине имянитого человека Данила Строгонова. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 182-го году. У него дети: Прохорко семнадцати лет, Потапко пятнадцати лет, Гришка двенадцати лет, Оска семи лет, Терешка полугоду.
Во дворе Савка Андреев сын Олферьев. Сказал, родился де он в уезде Соли Вычеготцкой в Ратмеровской волости, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 180-го году. У него дети: Петрушка восми лет, Федка пяти лет.
Во дворе Ивашко Алексеев сын Куканов. Сказал, родился де он в Чердынском уезде в Ыскырской волости, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 180-го году. У него дети: Фомка четырёх лет, Гришка дву лет.
Во дворе Юшка Кузмин сын Филатов. Сказал, родился де он в Верхотурском уезде того ж монастыря на Тагиле в деревне Лошкино. А в новую Пышминскую деревню переведён во 188-м году.
Во дворе Якушко Фёдоров сын Холкин. Сказал, родился де он в уезде Чаронские округе в Тигинской волости, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 184-го году.
Во дворе Гришка Яковлев сын Мусонов. Сказал, родился де он в уезде Соли Вычеготцкой в Емской волости, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 188-го году. У него дети: Ганка шти лет, Ларька пяти лет».
Сергей КАРЯКИН, член Камышловского исторического общества
На фото. Генеральный план Камышловского уезда 1801 года. Фрагмент карты.
© Редакция газеты «Камышловские известия»