Ср, 2 Апр. 2025 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Ср, 2 Апр. 2025 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Вокруг Камышлова
13 апреля 2024, 14:00

Вокруг Камышлова



Возникновение Пышминской заимки (ныне села Никольского)

Продолжение…

В этом году исполняется 100 лет со дня образования Камышловского района (16 января 1924 года) и 20 лет со дня наделения муниципального образования статусом муниципального района (25 ноября 2004 года). Мы продолжаем публиковать отрывки из исследовательской работы С.Г. Карякина «История Камышевской (Камышловской) слободы (1 августа 1668 г. – 28 мая 1781 г.).

Земли Свято-Никольского монастыря

Прежде чем приступить к вопросу о возникновении монастырской Пышминской заимки, нужно сказать несколько слов о регламенте получения земельных владений монастырями во второй половине XVII века. Весь процесс получения земельных владений жёстко регламентировался центральными властями. Без указа великого государя и без грамот из Москвы всякое монастырское земельное владение считалось нелегитимным.

Заимка на реке Пышме первоначально была земельным владением Верхотурского Свято-Никольского монастыря. Она была «пожалована» обители по «данной» от 27 марта 1670 года (по старому стилю) «по челобитью Николского архимандрита Варлаама з братьею для монастырские их скудости … из пустых земель». Эту дату следует считать датой основания Пышминской заимки (села Никольского Камышловского района).

Заимка граничила с государственными слободами – Камышевской, Красноярской и Пышминской. Споры «о межах» (границах) плодородных пышминских земель между монастырскими и слободскими крестьянами никогда не утихали. У слободских крестьян был козырный аргумент: Свято-Никольская обитель получила Пышминскую заимку «по данной» от 27 марта 1670 года «за государевою верхотурскою печатью» воеводы Ф.Г. Хрущова Большого, но «без великого государя указу и без грамот».

Несмотря на то что верхотурскую «данную» на земли по реке Пышме монастырь в 1676-1677 годах заверил в Тобольске, а также получил в 1678-1678 годы новую «данную», заверенную «государевою тоболскою печатью» (от верхотурского воеводы И.Ф. Пушкина), сам факт приобретения Никольской обителью земель без согласования с Москвой вызвал гнев столичных чиновников.

В Верхотурье даже последовала грамота, повелевающая воеводе «землю, которую дали в Николской монастырь на Пышме реке без нашего, великого государя, указу и без грамот, приписать к нашим государевым верхотурским слободам и на той земле строить слободу и селить драгун и крестьян, где доведётся, а крестьянам пахать нашу десятинную пашню до нашего, великого государя, указу».

В отношении же изъятых у Свято-Никольского монастыря в государственный земельный фонд владений указывалось: «отвести земли из порозжих земель тож число, что взято под нашу, великого государя, десятинную пашню, или в полтора, или вдвое, подле монастырских прежних данных земель».

19 ноября 1678 года архимандрит Варлаам, сопровождаемый «монастырскими трудниками», выехал из Верхотурья в Москву «бити челом о церковных потребах и о монастырском строении». Необходимость поездки по преимуществу была связана с тем, что в это время чрезвычайно остро встал вопрос о юридических правах на владение крупнейшим монастырским земельным комплексом – Пышминской заимкой.

Разбирательства по Пышминскому делу затянулись в Москве на два года. Наконец был найден компромисс. Грамотой «с прочетом» от 12 декабря 1680 года Пышминская заимка на неопределённое время (до окончательных результатов размежевания писца Л.М. Поскочина и завершения «сыска накрепко» по земельным спорам) осталась во владении Свято-Никольского монастыря. Для обители такое неопределённое решение означало пусть временную, но победу. Подлинник грамоты, «списав с неё список», верхотурский воевода обязан был вручить «архимандриту Варлааму з братьею» как документ, удостоверяющий права Никольского монастыря на Пышминскую заимку.

Что послужило причиной столь благополучного для обители решения? Не смогли ли отыскать воеводы в Верхотурском уезде «порозжих земель тож число» для компенсации Никольскому монастырю всей площади изъятых у него пышминских владений, или дело решилось проще – путём практикуемых во все времена «посулов» (взяток) нужным людям в московских приказах, мы, вероятно, никогда не узнаем.

Стольник Фёдор Григорьевич Хрущов (Большой) был верхотурским воеводой в 1669-1676 годах (Вершинин Е.В. Воеводское управление в Сибири, XVII век. С. 154). Именно при его управлении Свято-Никольский монастырь получил первую «данную» (от 27.03.1670 г.) на пашенную землю и сенные покосы по реке Пышме. Выдаче этого документа предшествовала челобитная 1669-1670 годов архимандрита Варлаама «з братьею», в которой писалось, что взамен изъятых у монастыря в государственный земельный фонд пашен, обители необходимы «для пропитанья братеи и больничных старцов» новые земли.

Переписчик Л.М. Поскочин в 1680 году записал в переписи: «Никольского монастыря посельской старец Макарей да слушка Андрюшка Липин про новую Пышминскую заимку сказали. В прошлом де во 179-м году по указу великого государя, а по челобитью никольского архимандрита Варлаама з братьею для монастырские их скудости отведена им в монастырь та земля пустая и дана им на ту землю с Верхотурья за государевою верхотурскую печатью даная. Да в прошлом же во 185-м году на ту ж их монастырскую Пышминскую заимку дана им в Тобольску даная за государевою тобольскою печатью. И те де даные архимандрит Варлаам свёз с собою к Москве. А как де та земля им в монастырь отведена и от Камышевской и Красноярской слобод учинены межи».

Читайте также:  Построили дом, вырастили детей, возделали сад

Кто жил на землях?

Приведём выдержки из архивных документов (переписчик Л.М. Поскочин).

«Никольского монастыря деревня на реке Пышме построена вновь после переписных книг 7167 (1659-го) году. А в той деревне монастырской скотной двор. В нём живёт монастырской слушка Андрюшка Лапин. Да в той же деревне крестьяне поселились вновь, а кто откуда пришёл и где наперёд сего жил, и то писано ниже сего.

Во дворе Исачко Григорьев сын Яковлев. Сказал, родился де он в Устюжском уезде в Камарицкой деревне, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 183-го году. У него дети: Самошка четырёх лет, Петрушка трёх лет. Федка году.

Во дворе Васка Осипов сын Бабинов. Сказал, родился де он в уезде Соли Камской на Ейве Глухой, жил во крестьянех в вотчине имянитого человека Данила Строгонова. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 187-го году. У него дети: Мишка семи лет, Офонка пяти лет, Харька полугоду.

Во дворе Фомка Алексеев сын Савостьянов. Сказал, родился де он в Устюжском уезде в Лужицкой волости, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 182-го году. У него брат Микифорко. У Микифорка сын Алёшка дву лет.

Во дворе Сенка Леонтьев сын Басов. Сказал, родился де он у Соли Камской на посаде, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 185-го году. У него дети: Артюшка пятнадцати лет, Нефедко четырёх лет.

Во дворе Ларька Исаков сын Еловских. Сказал, родился де он в Устюжском уезде в Ратмеровской волости, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 180-го году. У него дети: Гарасимко пяти лет, Елфимко трёх лет, Андрюшка году. У него ж братья: Кузёмка да Ивашко. У Кузёмка сын Данилко дву лет. У Ивашка пасынок Евсючко Иванов дву лет.

Во дворе Васка Фёдоров сын Гуляев. Сказал, родился де он в уезде Соли Камской на Ейве Глухой, жил во крестьянех в вотчине имянитого человека Данила Строгонова. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 182-го году. У него дети: Прохорко семнадцати лет, Потапко пятнадцати лет, Гришка двенадцати лет, Оска семи лет, Терешка полугоду.

Во дворе Савка Андреев сын Олферьев. Сказал, родился де он в уезде Соли Вычеготцкой в Ратмеровской волости, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 180-го году. У него дети: Петрушка восми лет, Федка пяти лет.

Во дворе Ивашко Алексеев сын Куканов. Сказал, родился де он в Чердынском уезде в Ыскырской волости, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 180-го году. У него дети: Фомка четырёх лет, Гришка дву лет.

Во дворе Юшка Кузмин сын Филатов. Сказал, родился де он в Верхотурском уезде того ж монастыря на Тагиле в деревне Лошкино. А в новую Пышминскую деревню переведён во 188-м году.

Во дворе Якушко Фёдоров сын Холкин. Сказал, родился де он в уезде Чаронские округе в Тигинской волости, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 184-го году.

Во дворе Гришка Яковлев сын Мусонов. Сказал, родился де он в уезде Соли Вычеготцкой в Емской волости, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 188-го году. У него дети: Ганка шти лет, Ларька пяти лет».

Сергей КАРЯКИН, член Камышловского исторического общества
На фото. Генеральный план Камышловского уезда 1801 года. Фрагмент карты.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2025 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.