Возникновение Пышминской заимки (ныне села Никольского)
Продолжение.
Кто жил на землях?
«Во дворе Максимко Игнатьев сын Степанов. Сказал, родился де он в уезде Соли Камской на Ейве Глухой, жил во крестьянех в вотчине имянитого человека Данила Строгонова. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 187-го году.
Во дворе Стенка Алексеев сын Чураков. Сказал, родился де он в Устюжском уезде в Вандокурской волости, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 180-го году. У него сын Васка восмнадцати лет.
Во дворе Костька Никонов. Сказал, родился де он в Устюжском уезде в Вандокурской волости, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 180-го году. У него сын Ивашко трёх лет.
Во дворе Лёвка Ананьин сын Вирачев. Сказал, родился де он в Важском уезде в Тавринской волости, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 188-го году. У него дети: Лёвка пятнадцати лет, Мишка двенадцати лет.
Во дворе Харитонка Осипов сын Бабинов. Сказал, родился де он в уезде Соли Камской на Ейве, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 186-го году. У него дети: Андрюшка четырнадцати лет, Мирошка восми лет, Микишка четырёх лет, Исачко году.
Во дворе Васка Еремеев сын Ширшов. Сказал, родился де он в уезде Соли Вычеготцкой в Вилеготцкой волости, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 185-го году.
Во дворе Архипко Григорьев сын Рудаков. Сказал, родился де он в уезде города Архангельского в Мелондовской волости, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 181-го году.
Во дворе Якунка Васильев сын Шутов. Сказал, родился де он в Вятском уезде в Слободском городе, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 180-го году. У него сын Гаврилко году.
Во дворе Лучка Кондратьев сын Федотов. Сказал, родился де он в Верхотурском уезде того ж Никольского монастыря в подгородной деревне Лошкине.
Во дворе Паликарпко Варфоломеев сын Злобин. Сказал, родился де он в Перми в Устьянской волости, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришёл и живёт за Никольским монастырём в новой Пышминской деревне со 180-го году».
Переписчик Лев Поскочин записал в 1680 году
«Никольского монастыря посельской старец Макарей да слушка Андрюшка Липин про новую Пышминскую заимку сказали. В прошлом де во 7179 (1670) году по указу великого государя, а по челобитью никольского архимандрита Варлаама з братьею для монастырские их скудости отведена им в монастырь та земля пустая и дана им на ту землю с Верхотурья за государевою верхотурскую печатью даная. Да в прошлом же во 7185 (1676/1677) году на ту ж их монастырскую Пышминскую заимку дана им в Тобольску даная за государевою тобольскою печатью. И те де даные архимандрит Варлаам свёз с собою к Москве. А как де та земля им в монастырь отведена и от Камышевской и Красноярской слобод учинены межи.
От Камышевской слободы от реки Пышмы сухой боарак, а тем боараком в гору на берёзовой колок. А тот колок у вершины сухова боараку. А с того берёзового колка на речку Смородинку. А по речке вверх да казанские дороги. А с нижную сторону от Красноярские слободы межа с устья Ольховки речки прямо в гору до казанские ж дороги. Да за Пышмою рекою межа с нижную сторону Чёрной исток. А с истоку к полудни на топкое болото. Да по тому болоту вверх по Пышме реке до Сигатцкие курьи. А та Сигатцкая курья пала в Пышму реку.
И против скаски посельского старца и слушки межи и признаки досматриваны и межи и урочища сошлись.
А по смете в той монастырской деревне паханые земли пятьдесят восмь десятин в поле, а в дву по тому ж. Да заложных непахоных земель по редколесным дубровам десятин со сто и больши. Сенных покосов по дубровам и по лугам по Пышме реке и меж колков на тысячу на пятьсот копен и больши.
А монастырской земли в длину промеж межами от сухова боараку до межи, что от речки Ольховки три версты. А поперег до казанские дороги две версты. А за Пышмою рекою монастырские ж земли от деревни вниз по Пышме реке до Чёрного истоку полторы версты. А вверх до Сигатцкие курьи полторы ж версты. А поперег от речки Пышмы до топково болота с версту.
Да той же их отводной монастырской земли Чёрная курья и озерки. И с той курьи и с озерок рыбной ловли великому государю платят оброчных денег по рублю по шестнадцати алтын по четыре денги на год. Да они ж архимандрит Варлаам з братьею платят оброку з Бехтеминские курьи, которая чертежу Пышминские слободы, по рублю по шти алтын по четыре денги на год».
Откуда пошла неточность
Предлагаю рассмотреть вопрос о причинах появления неточностей в определении даты возникновения Пышминской заимки (ныне села Никольского). В газете «Камышловские известия» в августе 2014 года рассказывалось, что село Никольское праздновало 370-летие, а в статье в августе 2019 года – о том, что Никольское праздновало 375-летие. Это означает, что год основания села считали 1644-й.
Но это суждение считаю ошибочным. Во-первых, в переписи Льва Поскочина (1680 год) нет строк «Никольского монастыря деревня на реке Пышме построена в 1644 году». В переписи Л.М. Поскочина написано следующее: «Никольского монастыря деревня на реке Пышме построена вновь после переписных книг 167-го году».
Могу сказать точно, что 167 год – это 7167 год, или 1659 год. В переписных книгах монастырских земельных владений 1659 года Пышминская заимка Верхотурского Свято-Никольского монастыря не отмечена. Значит, как и отмечает Л.М. Поскочин, она была основана после 1659 года.
А далее у Поскочина речь идёт о конкретных документах 1670 года и 1676/1677 гг. со слов старца Макария и служки Андрюшки Липина, на основании которых пустая земля была получена под заимку.
«Никольского монастыря посельской старец Макарей да слушка Андрюшка Липин про новую Пышминскую заимку сказали. В прошлом де во 179 году (1670 г.) по указу великого государя, а по челобитью никольского архимандрита Варлаама з братьею для монастырские их скудости отведена им в монастырь та земля пустая и дана им на ту землю с Верхотурья за государевою верхотурскую печатью даная. Да в прошлом же во 185 году (1676/1677 гг.) на ту ж их монастырскую Пышминскую заимку дана им в Тобольску даная за государевою тобольскою печатью. И те де даные архимандрит Варлаам свёз с собою к Москве. А как де та земля им в монастырь отведена и от Камышевской и Красноярской слобод учинены межи».
Во-вторых, все поселенцы, отмеченные Поскочиным в переписи, пришли на земли Пышминской заимки после 1670 года, что также свидетельствует о том, что год основания заимки – 1670-й, а не 1644-й.
В некоторых статьях в интернете приводятся сведения краеведа Н.М. Трухина.
«Интересные сведения о прошлом села в областном архиве нашёл краевед Николай Михайлович Трухин. В 1680 году Пышминская деревня вошла в состав Камышловской слободы и некоторое время называлась деревней Карелиной – по фамилии первых поселенцев, но позже стала именоваться Никольской, видимо, по названию монастыря, который стоял по соседству».
Однако камышловские краеведы отец и сын Кошкины – Павел Петрович и Пётр Павлович – утверждают, что на территории Камышловского уезда (и ранее – в пору слободы) никогда монастыря не было. «Да, – пишет Пётр Павлович, – вначале село называлось Пышминским, поскольку стояло на левом берегу реки Пышмы. Но в деловых бумагах XVII века оно значилось «экономией» (то есть заимкой – участком, расположенным вдали от основных земельных угодий) Далматовского монастыря, где провинившиеся монахи отбывали разного рода повинности, это год 1639-й. Получали здесь приют и беглые крестьяне. Затем из ведения Далматовского монастыря Пышминская экономия переходит в пользование Верхотурского Николаевского монастыря, и случится это в году 1644-м. Вот тогда-то стоявшую на берегу Пышмы мельницу и расположенное рядом поселение и станут называть Николо-Пышминской заимкой. На рубеже XVIII и XIX столетий у экономии новый хозяин – она переходит в ведение Екатеринбургского Новотихвинского женского монастыря. Начинается освоение прилегающих земель. Естественно, возрастает и численность населения. Так заимка превращается в село».
Во-первых, в областном архиве (ГАСО) нет документов по истории населённых пунктов среднего течения реки Пышмы XVII века. Они находятся в архивах Москвы и Санкт-Петербурга. Во-вторых, у Льва Поскочина в переписи Камышевской слободы 1680 года отмечена деревня Корелина (два двора), и у него же совершенно отдельно в переписи того же 1680 года отмечена Пышминская заимка и кто в ней жил.
В-третьих, деревня Корелина в 1680 году входила в состав Камышевской слободы и находилась на речке Мостовке, а не на реке Пышме. И последнее, о якобы первоначальной принадлежности Пышминской заимки Далматовскому монастырю. По моему мнению ошибка в том, что Никольского монастыря деревня на реке Пышме (или Пышминская заимка) первоначально принадлежала Далматовскому монастырю, связана с тем, что в книге 1902 года выпуска «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» написано, что «Происхождение названия села Никольского экономически объясняется тем, что в давния времена селение это было «заимкой» (экономией) Далматовскаго Успенскаго монастыря и жители его, состоя в монастырской экономии, для довольствия монастыря отбывали по отношению к нему разнаго рода повинности».
Краевед Н.М. Трухин принял за «чистую монету» написанное в данной книге. Но автор книги делает лишь только предположение, у него нет отсылок к архивным данным. В 1991 году краевед Н.М. Трухин в сборнике «Камышловские встречи» (альманах, выпуск первый) пишет в статье «Из истории села Никольского (стр. 10): «В 1644 году был основан Далматовский Успенский мужской монастырь, положивший основание современному селу Никольскому. Это село было заимкой (подсобным хозяйством монастыря). О времени основания сведений не обнаружено, но с полной уверенностью можно сказать, что село Никольское было основано раньше, чем город Камышлов».
По моему мнению, путаница в книге 1902 года выпуска «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» и далее в статье у Н.М. Трухина произошла потому, что у Далматовского монастыря в конце XVII века тоже была заимка, но она называлась Николаевской (позднее Николаевским селом, а ещё позднее – городом Далматовым). Но она была не на реке Пышме, а на реке Исети. Но названия созвучны. То есть у Далматовского монастыря в конце XVII века была Николаевская заимка, а у Верхотурского Свято-Никольского монастыря тоже в конце XVII века была заимка, только на реке Пышме, что подтверждается документами. Об этом имеются сведения во «Вкладных книгах Далматовского монастыря последней четверти XVII – начала XVIII веков».
Послесловие о Никольском
Могу предположить, что отсюда и произошла путаница о том, что первоначально Пышминская заимка на реке Пышме принадлежала Далматовскому монастырю. На самом деле Пышминская заимка первоначально не принадлежала Далматовскому монастырю, а принадлежала Верхотурскому Свято-Никольскому монастырю.
Ну а позднее кто-то решил, что раз Далмат (основатель монастыря) пришёл в 1644 году на место на реке Исеть, где возник позднее Далматовский монастырь, то и Пышминская заимка на реке Пышме могла возникнуть в этом же году.
Вывод – заимка на реке Пышме была включена в земельные владения Верхотурского Свято-Никольского монастыря 27 марта 1670 года по старому стилю. Эту дату и следует считать датой основания села Никольского на реке Пышме.
Сергей КАРЯКИН, член Камышловского исторического общества
Этой статьёй мы завершаем цикл публикаций краеведа Сергея Карякина о населённых пунктах Камышловского района «Вокруг Камышлова». Если у вас возникли вопросы об истории сёл и деревень района, пишите.
© Редакция газеты «Камышловские известия»