Год культуры
Когда моя племянница, только-только получив два высших образования, вдруг бесповоротно решила сделаться флейтисткой, самостоятельно освоила инструмент и поступила в музучилище, я поняла, что этот небольшой скромный инструмент обладает какой-то тайной и притягательной силой.
Может быть, эта тайна родилась вместе с самой флейтой? Однажды древнегреческий бог лесов Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Спасаясь от его страсти, нимфа попросила бога реки защитить её, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан хотел обнять возлюбленную, но в объятиях его оказались только стебли тростника. И в их нежном шелесте бог лесов услышал прощальный привет красавицы. Тогда он срезал несколько стеблей и сделал свирель, на которой часто играл, спасаясь от одиночества. Так, по легенде, появилась на свет флейта.
А вы слышали, как она звучит? Чистый, прозрачный звук, очень естественный – его могут издавать вода, ветер, птичье горлышко или… ангелы. Недаром флейту иногда так и называют – «ангельский» инструмент. Рисунок мелодии, которую поёт флейта, всегда очень зримый, выпуклый, её слышно в любом оркестре, а волшебный голос не перепутаешь ни с чьим.
Я хочу представить вам замечательного музыканта. Он часто приезжает к нам в город по делам и с концертами (на сценах педколледжа, ЦКиД и других), выступает во многих городах области, участвует в конкурсах. В прошлом году две его ученицы завоевали первую премию международного конкурса в своей возрастной категории, одна – вторую.
Знакомьтесь: победитель международного и областных конкурсов духовиков Анатолий Валентинович Виноградов, директор Пышминской детской школы искусств – о флейте и о себе.
– Сколькими инструментами вы владеете?
– Флейта, саксофон, фортепиано, гитара.
– Есть среди них любимый?
– Конечно, флейта.
– Почему именно она?
– Понравилась ещё в детстве. Поступил в музыкальную школу уже довольно взрослым, лет в 14, два года учился на флейте, подготовился и поступил в музыкальное училище. У меня была цель: с детства хотел стать музыкантом.
– Вы никогда не задумывались, какой у флейты характер?
– Я бы сказал, заносчивый. Инструмент капризный, любит, чтобы на ней занимались хорошо. Если мало занимаешься, могут клапаны не закрыться, звук не пойдёт. Может просто не ответить.
– С чем могли бы вы сравнить звук флейты?
– С пением птички. Например, канарейки. Это самый широкий, универсальный инструмент, который используется во всех оркестрах – и народных, и классических, и джазовых, и эстрадных, во многих рок-группах. Диапазон – от до первой октавы до ре четвёртой.
– А на флейте можно сфальшивить?
– Ну конечно, как на любом инструменте. Чуть-чуть ослабил губы – флейта звук занизила, прижал, чуть-чуть повернул, чуть-чуть отвернул… Очень важны вот эти детали, потому что у духовых не совершенный строй. Если ты не занимаешься постоянно, губы звук держать не будут. Это же не фортепиано с его абсолютным строем. Здесь надо всё губами настраивать. Нужен очень хороший слух.
– Говорят, те, кто играет на флейте, не болеют?
– Даже врачи советуют: если проблемы с лёгкими, частые простуды, занимайтесь на духовых. Это признано во всём мире, и детей, у которых такие проблемы со здоровьем, часто отдают на отделение духовых инструментов.
– А на себе чувствуете это благотворное влияние?
– Конечно. Музыка ведь всегда влияет положительно. Вообще заниматься музыкой – дело благородное и стоящее, особенно если это делать по-настоящему.
– Как думаете, что самое главное при игре на флейте?
– Самое главное – слушать. Себя, пианиста – чтобы не сфальшивить. Как и на любом духовом инструменте.
– Среди известных флейтистов есть любимый исполнитель?
– Любимых нет, а слушаю многих. Из молодых, например, нравится Александр Хаскин (солист Катарского симфонического оркестра).
– Хотелось бы сыграть с кем-нибудь из музыкантов?
– Хоть с кем бы сыграл, нет конкретного. С удовольствием – со своими учениками.
– А мелодии любимые есть?
– Их так много, что не хватит двух-трёх жизней, чтобы сыграть все. Сейчас, например, хочу разучить огромное произведение для флейты французского композитора Сесиль Шаминад. На будущий год – сонату Баха № 5 ми минор, первую часть концерта Моцарта ре мажор.
– Работа музыканта – тяжёлый труд?
– Очень. Кажется, англичане сравнили, какое количество калорий тратится на выступлении. Оказалось, музыкант симфонического оркестра, исполняя симфонию Вагнера, тратит их столько же, сколько сталевар за смену. Если играет Бетховена или Листа – затрачивает энергии как лесоруб в лесу.
– Есть какая-то тайна мастерства?
– Тайна одна: только заниматься! Только труд. Как говорил Антон Рубинштейн, основатель первой русской консерватории, «если я не занимаюсь день, я чувствую это сам, если не занимаюсь неделю, это видят уже мои ученики».
– Что бы вы посоветовали начинающим флейтистам?
– Трудиться, трудиться и ещё раз трудиться. Трудиться и слушать. Заниматься гаммами, техникой. И звуком. Он при игре на флейте важен в первую очередь.
Надо быть большим мастером, обладать тонким слухом и, как ни странно, физической силой, чтобы тоненькая трубочка с несколькими отверстиями и клапанами «ожила» от твоего дыхания. Магнетизм этого инструмента лучше всего раскроет он сам. Не поленитесь, найдите невероятную по красоте мелодию для флейты Кристофа Глюка из оперы «Орфей». И просто послушайте.
Галина ШИПИЦЫНА
© Редакция газеты «Камышловские известия»