По зову души
Илья ЗЫРЯНОВ
Кто бы мог подумать, что во времена боевых роботов столь востребованными на фронте останутся простые УАЗики, разработанные ещё в прошлом веке. Их находят обездвиженными, с проржавевшими насквозь кузовами, без тормозов и фар. И доживали бы они свой век металлоломом, если бы не умелые руки автослесарей.
География уральских мастерских, в которых сейчас восстанавливают старую гражданскую технику для нужд фронта, простирается на несколько областей. В нашем городе этим занимаются в том числе и студенты. Тем самым решаются сразу две задачи – воинские подразделения получают необходимые им машины, а будущие автомеханики, слесари и сварщики – ценный опыт и зачёты по производственной практике. Кроме занятий, предусмотренных программой, студенты работают ещё и внеурочно по нескольку часов в день в рамках кружковой деятельности.
В январе, сразу после праздничных дней, к работе подключился Камышловский гуманитарно-технологический техникум. На сегодняшний день там почти полностью реанимировали один внедорожник, на очереди – ещё две единицы техники.
А 7 февраля мы побывали в гараже Камышловского техникума промышленности и транспорта. Здесь восстанавливают уже второй УАЗ. Серый фургон «буханку» с пробегом 120000 километров пригнали из Перми.
– Эта машина пришла к нам с неисправной тормозной системой, – рассказывает студент второго курса Асламбек Майнасов. – В первую очередь провели технический осмотр и обслуживание. Заменили фильтры, масло в двигателе, коробке передач и мостах, поменяли сцепление, настроили карбюратор. Лично я устройство этого УАЗа уже хорошо знаю.
– Железо было гнилое, ржавое, всё раскрошилось, – добавляет мастер производственного обучения Евгений Хлыстиков. – Работаем с ним вторую неделю, близимся к завершению. И планируем до конца учебного года взять ещё одну машину.
Более сложные работы – по кузовному ремонту – выполняют студенты третьих и четвёртых курсов Максим Фертиков, Вячеслав Колесов, Кирилл Орехов, Артём Козлов, Максим Ушаков и Максим Подставленников. Двое последних в феврале прошлого года поучаствовали в конкурсе по кузовному делу «Молодые профессионалы» в Нижнем Тагиле и заняли второе призовое место среди шести команд.
На финальном этапе кузов машины шлифуют, грунтуют, красят и даже наносят пиксельный камуфляж в качестве «дополнительной опции». Как отмечает старший мастер Ольга Степанова, всё вышеперечисленное – это далеко не полный перечень работ, освоение которых предусмотрено учебной программой.
Пока мы беседовали с преподавателями, старшекурсники на собственной машине привезли баллон с углекислотой для работы на сварочном полуавтомате. Закупку расходных материалов оплачивает сообщество предпринимателей Камышлова. Свои средства в общее дело вкладывают также студенты и преподаватели техникума.
– Не дешевле ли новый УАЗ купить? – интересуюсь я.
– Цены восстановления колеблются в среднем от 25 до 50 тысяч рублей, – говорит мастер производственного обучения Виктор Чулковский. – А новый стоит больше миллиона. К тому же купить их сейчас почти не реально. Именно УАЗы очень востребованы, поскольку дорог (в зоне действия СВО – прим. ред.) толком нет, а перевозить медикаменты, продукты и прочее необходимо.
Напомним, что в Луганскую область уже доставлен автомобильный прицеп, восстановленный в Камышловском техникуме промышленности и транспорта. Конкретный пункт назначения не разглашается. При получении адресат вновь проводит технический осмотр машин и ставит их на учёт. Ремонтируемый УАЗ – это один из ещё 33 автомобилей, выкупленных для фронтовых нужд предпринимателем Радиком Темирбаевым на личные средства. Три из них он полностью отремонтировал также за свой счёт.
Ещё два внедорожника поставлены на ход в камышловской спортивно-технической школе ДОСААФ. Как отмечает её руководитель Сергей Андреев, большим подспорьем в этом общем деле является поддержка предпринимателей, предоставляющих материалы по закупочным ценам, а порой и ещё дешевле.
Фото Андрея Зайкова.
на фото. Очередной УАЗ для нужд фронта восстанавливают студенты Камышловского техникума промышленности и транспорта (слева направо): Максим Фертиков, Асланбек Майнасов, Никита Трубин, Максим Ширяев и Вячеслав Колесов. В общей сложности в этих работах задействованы 75 студентов специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
© Редакция газеты «Камышловские известия»