Илья ЗЫРЯНОВ.
Более 10000 предметов старины насчитывают фонды Камышловского краеведческого музея. В залах с постоянными экспозициями выставлено лишь 15-20 процентов экспонатов, остальное – в запасниках. Всё это богатство хранит для нас самый опытный сотрудник музея – Ирина Александровна Суворова.
Хранит – это не просто красивая фигура речи. Хрупкие экспонаты, подчас доисторических времён, давно рассыпались бы в прах, если не поддерживать для каждого их вида стабильные режимы температуры и влажности. В некоторых залах, к примеру, на ночь выставляют вёдра с водой, чтобы не пересохло дерево. Произведения живописи приходится тщательно прятать от солнца за самодельными чехлами, чтобы не выгорали. Есть специальный стальной шкаф для графики, в отдельных подписанных конвертах и папках лежат документы и фотографии. А рассказ о хранении металлов напомнил мне урок химии в старших классах.
Позднее узнаю, что основная профессия моей собеседницы – педагогическая, как и у большинства её нынешних коллег. В 1983 году Ирина Александровна окончила Камышловское педагогическое училище, работала в одной из ирбитских школ по распределению, затем в детском саду № 13. А 23 года назад пришла работать в музей. Располагался он тогда в старинном здании по Свердлова, 71, в коллективе было всего три человека, каждый – универсальный работник. Чуть позднее И.А. Суворова получила специальность хранителя музейных предметов на курсах в Екатеринбурге, училась у коллег из Эрмитажа.
Нагрянув неожиданно, мы оторвали нашу героиню от срочной работы: сегодня, 15 мая – «Ночь музеев», надо было быстро подготовить новую экспозицию. По словам коллег, Ирина Александровна – помощник в этом деле незаменимый, каждый предмет фондов знает буквально «в лицо».
Фотографию для газеты решили сделать в шикарном купеческом интерьере с его резными креслами и блестящим, пузатым самоваром. А после Ирина Александровна проводила меня в свой любимый зал крестьянского быта. Говорит, что и посетители сюда чаще и охотнее заглядывают – вспоминают детство. Она права: здесь стоят невьянские сундуки, как у моей бабушки, в сенках её избы лежали точно такие же тканые половики. А бабушка самой хранительницы – Анна Андреевна Прохорова – приложила руку к оформлению этого зала: отдала деревянный буфет для посуды, помогла собрать старинный ткацкий станок, также привезённый из родного дома в Захаровке.
– Бабушке было тогда уже 90 лет, мы ездили с ней целую неделю на такси, буквально жили здесь, – рассказывает Ирина Александровна. – На её языке это называлось «основать станок». Деревенский говор, кстати, мне очень помог разобраться в исконных названиях предметов, сделать интересный этикетаж. Что такое, к примеру, сильница? Не знаете, а это сито, которым раньше муку просеивали.
Хранитель – единственный специалист музея, которому как человеку материально ответственному позволено входить в хранилище. Фондов здесь два: основной – с самыми ценными, зачастую единичными экспонатами, и научно-вспомогательный. Каждый новый предмет проходит несколько ступеней регистрации, Ирина Александровна оформляет на них несметное количество документов. В полном перечне бумаг я, признаться, запутался.
В настоящее время бумажную картотеку музея оцифровывают: переносят в Госкаталог РФ. Экспонаты в виртуальном виде становятся доступны любому посетителю или музею мира – для сотрудничества. Два года назад, к примеру, из Камышлова в Москву отправилась копия оригинального плаката с портретом Валентины Толкуновой. Наш музейный фонд в очередной раз признали одним из самых богатых.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Самовар и стулья начала ХХ века, винтажная посуда – всё это когда-то украшало интерьеры камышловских домов, а сейчас живёт второй жизнью под присмотром хранителя музейных предметов Ирины Александровны Суворовой.
© Редакция газеты «Камышловские известия»