Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
30 декабря 2014, 18:00

Я вам спою…



Елена Владимировна Тетерина.

Елена Владимировна Тетерина.

Галина ШИПИЦЫНА

Женский голос, как ветер, несётся,
Чёрным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснётся,
Всё становится сразу иным.
Анна Ахматова

Мы все поём. Даже если не умеем, всё равно напеваем, бубним, мурлычем под нос. Особенно когда кажется, что никто не слышит. Это нормально и правильно. Потому что всем нам от природы дан уникальный музыкальный инструмент – наш голос.
Само собой, певцами становятся далеко не все. А по-настоящему красивый певческий голос – вообще большая редкость. Различают голоса бытовые и профессиональные (или, как говорят специалисты, поставленные).
– Что значит – «поставить голос»? – задаю вопрос преподавателю вокала ДШИ № 1 Е.В. Тетериной.
– Развивать его для профессионального использования, именно превращать в инструмент – чтобы звучание было правильное, звук не зажатый, использовать при исполнении смешение головного и грудного регистров. Если голос есть, из него можно «сделать» всё. Ну а если нет, «добыть» его очень трудно. Но можно, – ответила Елена Владимировна.
У неё большой опыт в постановке голосов, в школе она ведёт и класс хорового пения, и вокал, занимается театральными постановками. Многие её ученицы идут по стопам педагога – поступают учиться на вокальные отделения разных учебных заведений.
Сама она закончила хоровое отделение музыкальной школы у С.П. Хариной и продолжила дирижёрско-хоровое образование сначала в Асбестовском музучилище, затем в университете. Когда-то, рассказывает, на выбор профессии «сподвигла» Светлана Петровна – приезжала домой, объясняла, внушала: надо профессионально заниматься музыкой, развивать голос. И оказалась права. Сегодня Елена Владимировна продолжает дело своего педагога. Как и Светлана Петровна, она любимая учительница многих девочек и мальчиков.
Её голос – красивое меццо-сопрано (характеризуется мягкими, глубокими, низкими нотами) с большим диапазоном.
– Между хоровым пением и вокалом очень большая разница, – рассказывает Елена Владимировна. – Вокал – это очень яркая подача голоса, сильный звук, индивидуальный тембр. А при хоровом пении все голоса надо собрать в один, чтобы «ушло» тембровое разнообразие, а было полное, единое звучание даже при многоголосии.
Занимаясь с ученицами, она работает в разных жанрах – с оперными и опереточными ариями, эстрадными композициями, романсами. Но всегда это академическое пение. Так воплощает детскую мечту – стать артисткой оперетты и петь на сцене Кальмана, Штрауса, Оффенбаха. Любимая ария – куплеты Адели из «Летучей мыши» Штрауса, из современных композиторов – Микаэл Таривердиев.
Голос – очень сложный инструмент. Это особенно связано с тем, что он – наша частичка, он внутри, мы не можем его увидеть, потрогать, как любой другой инструмент. Только услышать.
– Поэтому, чтобы научиться владеть им, нужно правильно понять, как «взять звук», почувствовать свой голос, – объясняет Елена Владимировна. – Это не у всех сразу получается. Например, одна из моих лучших учениц Катя Устьянцева долго не могла «найти» свой голос. А когда сама почувствовала, голос сразу открылся, и она стала победительницей престижных областных и российских конкурсов. Ну а перед выходом на сцену прежде всего нужно вдохновение. Будет оно – голос будет звучать.
И в заключение – ещё одна мысль, которую высказала моя собеседница, а многие музыканты её подтверждают: иметь голос и быть певцом – это не одно и то же, главное – душа. За красивым голосом не скрыть фальшь и мелочность души. Он не может обмануть, в нём, как в зеркале, виден сам человек. Голос – инструмент нашей души.

Читайте также:  И музыка, и история

© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.