Производство
В сентябре в должность генерального директора завода «Урализолятор» вступил А.В. Тумаков, занимавший ранее руководящий пост на заводе «Искра» в Первоуральске (выпускает сварочные агрегаты машиностроения, входит в группу компаний «Ява»). Но не подумайте, что это человек «со стороны», не знающий особенностей и проблем предприятия. В тяжелые 2009-2010 годы Алексей Вячеславович работал здесь техническим директором. Сегодня он рассказал нам о сложных временах, которые переживает предприятие.
– На мой взгляд, «шоколадных» заводов в России нет, везде есть экономические проблемы. Летом уже проявлялись кризисные явления. Не секрет, что с июля завод работает четыре дня в неделю. Многие крупные клиенты стали неплатёжеспособными либо в разы сократили объёмы производства. Соответственно, и нам пришлось внести коррективы. На ноябрь мы собрали заказов всего на 17 миллионов рублей. Это очень мало, несколько лет назад цифры выглядели иначе – 23-25 миллионов рублей. Нам предстоит потуже затянуть пояса.
– Звучит пессимистично…
– Не всё рисовано чёрными красками. Уже есть предварительная заявка на поставку кордиеритовых изделий для Белоярской атомной станции. Это определённо вдохнёт жизнь в завод. К концу года рассчитываем приступить к выполнению заказа. Начинаем выстраивать более гибкий диалог с основными заказчиками, идём на рассрочу платежа, скидки. Сегодня наши маркетологи находятся в Минске, где проводится тендер на изготовление фарфора для завода имени Козлова, стоимость контракта – 35 миллионов рублей. Надеемся, мы обойдём нашего основного конкурента – сербов, которые имеют возможность предложить более низкие цены.
– Алексей Вячеславович, сокращения неминуемы?
– Мы постараемся этого избежать. Многие работают по срочным трудовым договорам, достигли пенсионного возраста. Дабы сохранить коллектив, попробуем предложить им сокращённую рабочую неделю либо неполный рабочий день. Наша цель – сохранить инженерно-технический трудовой потенциал завода, стажистов, которые могут научить молодых, передать им свой опыт. Претензий к организации рабочего процесса у меня нет и прощаться с людьми очень не хочется.
– Как сказался кризис на выплате зарплаты?
– К сожалению, с частью персонала мы не рассчитались за сентябрь. Думаю, на этой неделе задолженность полностью погасим, а также постараемся выплатить людям аванс перед ноябрьскими праздниками. Чувствуя, что приток денежных средств стал иссякать, мы составили список первоочередников, кому зарплату надо выдавать «здесь и сейчас», это те, кто «сидит» на кредитах, ипотеке, многодетные семьи. Всего на заводе работают 360 человек, средняя заработная плата – 15-20 тысяч рублей, в зависимости от выполненного плана. Для сравнения, в машиностроении на один рубль выпущенной продукции зарплата составляла 14 копеек, здесь – 25-29 копеек.
Спасибо нашим мастерам, начальникам цехов, которые всячески помогают сохранить коллектив, подтягивают отстающих, контролируют все процессы производства. Не было бы у нас серьёзных успехов, если бы не начальник цеха № 2 Светлана Викторовна Милина, заместитель генерального директора Сергей Александрович Крутаков, начальник сбыта Светлана Петровна Верилова. На таких людях держится завод, и я рад, что снова работаю с ними в одной команде.
– Давайте вернёмся к производству. Закупалось ли новое оборудование?
– Установили вакуумный пресс, но пока не отработана технология, он ещё не в работе. Его будем использовать для изготовления фарфоровых труб под предохранители. Ввели в эксплуатацию газовую мини-котельную, которая обеспечивает горячей водой и теплом все корпуса. Её мощности хватит на нормальную работу даже при минус 35 градусах. Установили газогенераторы в цехе № 1, что ощутимо сказалось на энергосбережении. Заменили футеровку на высокотемпературной печи для обжига кордиеритовых изделий. Стали применять более современную оснастку – пятикратно увеличилось хождение резцов, которые обрабатывают фарфор.
– Нет ли проблем с доставкой сырья с Украины?
– Не знаю, что будет завтра, но сегодня вагоны с дружковской глиной, которую мы используем для производства фарфора, спокойно пропускают через границу. Вообще изменение рецептуры (предприятие, где закупали шпат, обанкротилось, поэтому пришлось искать другого поставщика – с начала года три компонента для изготовления фарфора привозят с Украины) позволило сохранить технические характеристики, прочность и при этом снизить стоимость сырья на 25 процентов. Сегодня полностью отказаться от украинского сырья мы не можем. В случае закрытия границы придётся отрабатывать новую рецептуру и технологии. Исследования мы уже проводили, но на уровне разовых проб. Состав глины очень важен в нашем производстве. Ищем аналоги. Присматриваемся к Китаю.
– Планируется ли расширение номенклатуры изделий?
– Собственник включил в бизнес-проект освоение линейки опорно-стержневой группы изоляторов, используемых в большой и малой энергетике. Сегодня готовые изделия мы закупаем в Китае, здесь только армируем. Если финансовое положение стабилизируется, будем производить эту группу изоляторов в Камышлове. На переоснащение оборудования понадобится порядка 75 миллионов рублей. Вообще на заводе никогда не прекращалось освоение новой номенклатуры. На сегодняшний день количество видов изделий составляет более 4500. За октябрь-ноябрь будет освоено три новых наименования. Это отличный показатель для кризисных времён, если учесть, что обычно вводили одно новое изделие в месяц.
– И ещё один вопрос. В нашей газете было размещено объявление о продаже земельных участков и гаражей завода. С чего вдруг решились на такой шаг?
– Вся наша база налогооблагаемая, завод имеет довольно большую площадь – 50 гектаров, из них используется одна третья часть. Зачем платить за то, что бездействует? Когда выставили объекты на торги, желающие их приобрести были, но затем они стали испытывать финансовые проблемы. Участки мы пока не продали.
Елена МАРКОВА
Фото Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»