Ср, 30 Окт. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Ср, 30 Окт. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
25 ноября 2012, 14:00

Завод, переживший взлеты и падения



Среди книг

Недавно в одном из издательств Екатеринбурга вышла в свет книга Анатолия Вяткина «Камышловский фарфор».

Мы знаем Анатолия Петровича не только как ветерана завода «Урализолятор», отдавшего родному предприятию сорок лет жизни, из которых 16 он возглавлял коллектив, но и как почетного гражданина Камышлова, вся общественная деятельность которого посвящена родному городу.
Камышловцы знают Вяткина ещё и как интересного рассказчика. Сама жизнь привела его к откровенному разговору, посвященному родному коллективу. Зная всю технологическую цепочку производства фарфора до мельчайших подробностей, он заткнет за пояс любого журналиста — пусть тот будет семи пядей во лбу, все равно не сможет так доходчиво рассказать о производстве изоляторов.
После окончания Уральского политехнического института в 1951 году молодой специалист сразу включился в производственный процесс, возглавив коллектив цеха обжига. Спустя годы Анатолий Вяткин стал главным инженером завода. Тепло отзывается он в книге о своем непосредственном руководителе, директоре завода Василии Александровиче Шевченко. Тогда, в первые дни страшной годины, Шевченко и главный инженер Серафим Константинович Листов прибыли из блокадного Ленинграда, чтобы уже на Урале продолжить выпуск изоляторов для оборонной промышленности. Вместе с ними прибыли в Камышлов инженеры, техники и высококвалифицированные рабочие.
Кажется, автор всё записывал раньше, так ярко сохранила его память образы тех, кто возрождал предприятие, запускал первые станки для производства изоляторов. Казалось бы, что собой представляет обыкновенный кочегар? Но как раз кочегары — главные «спецы», добивающиеся высокого качества фарфора. Для каждого из них автор находит нужные слова.
«Мой сосед по дому, — пишет автор, — Алексей Павлович Боровских — и был тем кочегаром, который после первой смены решил уволиться с работы. Настолько тяжелой оказалась она. Еле добравшись до дома, он упал на постель и проспал до 16 часов дня. Проснулся, когда надо было снова бежать на завод. После второй смены повторилось то же самое. Так прошло несколько дней. Появились первые навыки, маленькие «хитрости». А ещё его удивляло: почему кочегары и обжигальщики, несмотря на тяжелые условия, гордятся своей работой, говорят, что им доверено завершить труд всего коллектива, начиная от массозаготовительного цеха до окончания технологической операции. Выходит, что эта профессия самая необходимая на заводе. Через годы, когда обжиг перевели с угля на мазут, Алексей Павлович уже работал обжигальщиком, а затем мастером туннельного цеха № 1».
С такой же теплотой автор повествует и о других рабочих и строителях завода. Вспоминая начальника ОКСа Дружинина, он рассказывает, как тот поехал в Москву в 1951 году, чтобы решить важные вопросы строительства, но и в главке, и в министерстве получил отказы. Тогда он решился на следующий поступок. Подговорив одного московского шофера и представившись «важной птицей», Дружинин поехал в Кремль. Но дальше Спасских ворот «деловая» машина на территорию Кремля пройти не смогла.
А как интересно рассказывает автор о землекопе Федоре Порсине! «Ему дай до сыта наработаться. Недаром товарищи называли его экскаватором. Стоит дымовая труба у туннельного цеха № 2. Когда ее строили, ни один экскаватор не мог стать в этом месте. А Федор Порсин выкопал котлован под фундамент за две-три смены. Не знаю, где сейчас Федор. Жив ли? А вот дымовая труба туннельного цеха № 2 и сегодня возвышается и обеспечивает работу печей. А вы говорите — землекоп…»
Я прочитал книгу одним залпом. Времени не пожалел. Книга охватывает все стороны жизни коллектива: труд, отдых, строительство. Столько всего интересного подметил Анатолий Петрович в своем сочинении! Он пишет: «Мне сейчас трудно привести сравнительные данные за другие периоды работы УИЗа, но я знаю, что только за время моей работы директором коллектив увеличил производственные площади предприятия за счет нового строительства с 26-и до 44-х тысяч квадратных метров, то есть на 70 процентов. А за счет введения нового оборудования и совершенствования технологических процессов удвоил производительность труда. Было построено около 15 тысяч квадратных метров благоустроенного жилья и объектов соцкультбыта.
В течение 65 лет не все шло гладко. Была и ровная работа, были и взлеты и падения. Тяжело это говорить, но из песни слова не выкинешь: к 1998 году объем производства предприятия снизился в 10 раз и дошел до уровня послевоенных лет — 699 тонн фарфора в год. Дальнейшее снижение производства продукции грозило катастрофой. Благодаря энергичным мерам, принятым новым руководством во главе с В.В. Крючковым, «Урализолятор» отошел от пропасти. Не последнюю роль сыграла и жизнеспособность коллектива, квалификация кадров, коллективный опыт и заводской патриотизм, выработанные в течение предшествующей полувековой истории».
Осталось добавить, что помог издать книгу «Камышловский фарфор» депутат Законодательного Собрания Свердловской области Владимир Андреевич Коньков. Так решило поддержать почетного гражданина Камышлова, члена Коммунистической партии РФ региональное отделение КПРФ.

Читайте также:  Деревенька родная моя

Владимир СЫСЮК.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.