Полтора месяца назад в отдел писем посыпались жалобы от жителей города и района на нововведения в аптеках «Живика». В этих фармацевтических учреждениях исчезли ценники на товары.
– В других аптеках есть. Можно подойти к витрине и узнать цену на нужное лекарство. А в «Живике» этого не стало. Обидно, – делится в телефонном разговоре Светлана Игоревна. – Зашла недавно в «Живику», а там объявление, что ценники расположены на экране у кассы. Я их не нашла. Подойти и спросить у аптекаря постеснялась. Зашла и купила необходимое в другой аптеке, а раньше брала всё в «Живике».
«Пока не можете посмотреть»
Примерно так же говорили и другие звонившие. Мы отправились в «Живику». Действительно, объявление, о котором говорила Светлана Игоревна, есть в той и в другой аптеке, расположенных на улице Карла Маркса, а также экранное техническое средство в прикассовой зоне. Интересуюсь у аптекаря, как могу увидеть на экране всю информацию о нужных мне препаратах.
– Пока не можете посмотреть, – вежливо отвечает мне специалист. – В будущем установят монитор. Тогда будет подробная информация. Но я могу ответить на все интересующие вас вопросы.
По словам фармацевта, в настоящее время на экране у кассы, когда человек делает покупку, он видит название, стоимость товара и скидки. Конечно, продавец предварительно озвучит цену. А если препаратов несколько, а за покупателем, особенно в час пик, приличная очередь? В другой аптеке стоимость препарата может оказаться ниже, как же покупателю сравнить цены, выбрать финансово выгодный вариант? Зачем стоять в очереди, чтобы потом, узнав цену, отказаться от товара?
– В аптеке «Живика» отсутствуют ценники на лекарственные препараты. Законно ли это? – поинтересовались мы у специалиста-эксперта Талицкого отдела Роспотребнадзора Л.М. Неустроевой.
В своём ответе Любовь Михайловна сослалась на п. 19 «Правил продажи отдельных видов товаров», утверждённых постановлением правительства РФ.
– Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и чётко оформленных ценников на реализуемые товары. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.
Специалист Роспотребнадзора подчеркнула, что ценник должен быть оформлен таким образом, чтобы потребитель смог самостоятельно, без помощи продавца и иных лиц, получить необходимую информацию о товаре, в том числе о цене. Отсутствие ценников на реализуемый товар является нарушением статьи 14.15. КоАП РФ «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров» и влечёт предупреждение или наложение административного штрафа.
Информационная дискриминация?
Получается, что в «Живике» вообще нет ценников для самостоятельного изучения покупателем? Ни в каком виде.
За комментариями мы обратились в ООО «Альфа Живика». Ответ за подписью исполнительного директора О.В. Паньковой получили на следующий день, отметив оперативность службы этой сети аптек по работе со СМИ.
Нас информировали, что ценники на все без исключения товары в аптеке отображаются на электронном мониторе в прикассовой зоне, а указанный способ доведения информации до покупателей осуществляется в рамках действующего законодательства.
Вроде всё верно. Информация становится доступной до (со слов фармацевта) или в момент покупки товара. И это нарушение прав потребителя, поскольку он не имеет возможности «самостоятельно, без помощи продавца и иных лиц получить необходимую информацию о товаре».
Справедливости ради стоит отметить, что аптечная сеть «Живика» для удобства технически продвинутых потребителей занимается установкой в торговых залах дополнительного сенсорного экрана (электронной витрины), объясняя это следующим (из официального ответа): «Наличие экрана в торговом зале позволяет каждому покупателю самостоятельно получить информацию на стопроцентный ассортимент аптеки, сравнить цены на аналогичный товар разных производителей и выбрать тот, который оптимально подходит». Очевидно, подытожили в официальном ответе, электронное информирование – экономия времени, бюджета и нервов. В торговых залах аптек «Живика», расположенных в Камышлове, установка сенсорных экранов запланирована на четвёртый квартал этого года.
В аптечной сети подумали о продвинутых пользователях, но совершенно забыли о пожилых. И как ни уверяла меня в телефонном разговоре представитель компании, как это здорово и легко для 70-80-летних граждан пользоваться сенсорным экраном, что-то мне подсказывает: для большей части дедушек и бабушек электронная система информирования покупателей окажется чужой. Это наводит на мысль (и это моё личное мнение) о некой информационной дискриминации. Конечно, аптекари не откажут пожилому человеку и проконсультируют, но ведь надо ещё подгадать, чтобы специалист был свободен…
Ирина ВЕРЗИЛИНА
Фото Андрея Зайкова.
На фото. В «Живике» исчезли ценники.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Люди болеют, а в аптеках ценники убирают, что бы к простуде не добавилось инфарктов от сезонных цен.
Живи-ка и радуйся!
считаю умышленно технически «перевооружаются».
Люди старшего и пожилого возраста не будут тыкать в какойто там экран чтоб узнать
цену до покупки!
Да и молодежь , если пришла уж в эту аптеку , то купят.
Короче, спецом убрали ценники