Галина ШИПИЦЫНА
Сегодня – День пионерии, главный праздник всех советских школьников от 10 до 15 лет. Это уже история того детства, в котором остались незабываемые пионерские годы. Отсчёт истории пионерской организации идёт с 19 мая 1922 года, когда на 2-й Всероссийской конференции комсомола было принято решение о повсеместном учреждении пионерских отрядов. Так на заре советской власти родилась Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина.
Какой она была?
Всесоюзной – так как в её состав входили пионерские организации всех 15 братских республик СССР.
Массовой – объединяла миллионы ребят со всей страны.
Самодеятельной – поскольку пионеры большей частью действовали самостоятельно, активно, под руководством своих старших товарищей – вожатых.
В январе 1924 года ей было присвоено имя В.И. Ленина, и пионеров стали называть юными ленинцами. Портрет вождя был обязательным атрибутом пионерского значка и пионерского знамени.
Всё для Родины
Быть пионером должен был каждый школьник. А вот стать пионерским лидером, а тем более руководителем довелось самым активным, серьёзным, инициативным юношам и девушкам. Пионерской организации Камышлова в этом повезло: за годы сменилось много пионерских вожатых в школах – и это были сильные характеры, яркие личности, которые умело вели за собой пионерские дружины.
Через два года после Победы, в 1947 году, в Камышлове был открыт дом пионеров, который сразу стал центром жизни школьников. Первые его руководители – Екатерина Бекарева и Маргарита Соколова. Почти 20 лет им руководила Г.С. Могутина. В один из апрельских дней мы встретились с ней и, как ласково заметила сама Галина Степановна, с «вечным председателем дружины первой школы Танечкой» – Татьяной Семёновной Польдяевой. Галина Степановна листает альбом с фотографиями и вспоминает…
– Большая история прошла на моих глазах. Запомнилось, как после войны ходили с ребятами в госпиталь с концертами выступать. А после концерта оставались и помогали раненым писать домой письма. Это было очень интересно и полезно для всех нас. И ведь никто нами не руководил! Мы сами собирались, наряжались и отправлялись выступать. Было у нас в школе № 1 и тимуровское движение, руководил им Слава Липкин. Это сейчас книжку прочитаешь и забудешь. А тогда все прочитали повесть «Тимур и его команда», и тимуровское движение подхватили по всей стране. Больных, раненых, вдов было много, надо было всем помогать. И у нас было стремление делать это безвозмездно и тайно, чтобы никто не увидел и не услышал. Как это было здорово – прибежать, быстро сложить дрова в поленницу и убежать, пока нас не заметили! Вот какая была цель!
Галина Степановна поступила в педучилище, которое в 1952-м окончила и была распределена на работу воспитателем в детский дом села Килачёвского.
– Там пионерская организация была, но слабая, – продолжает она. – Ребята только трудились. Через два года вернулась я в Камышлов. Учителей в то время было много, и мест для меня не было. Определили снова в детский дом, на внеклассную работу. А однажды направили меня на всё лето работать в пионерский лагерь «Восток-2». И там меня поняли, потому что я и пела, и плясала, и с детьми играла – всему уже на внеклассной работе научилась, я же постоянно была с ребятами.
О том времени больше всего вспоминается Галине Степановне трудовая деятельность:
– Хочется перечислить, что мы с ребятами делали в пионерском движении. 1950-е годы – очень тяжёлые, страну поднимали, надо было помогать. Мы собирали металлолом, бумагу, золу и кости – для совхозов на удобрения. Тряпки собирали, мы их называли ветошью – сколько же мы их тогда собрали! И ещё колоски, которые оставались на поле после комбайна. Как же было трудно их собирать! Обувь была худая, а стерня уже сухая после жатвы, очень кололась. Мне кажется, я даже сейчас могу это ощутить. И нельзя было себе взять ни зёрнышка! Если поймают – сразу будут судить. Много мы тогда всего делали – всё для страны, для Родины.
15 лет проработала она в пионерлагере «Восток-2», во время учебного года – старшей вожатой в детдоме и в школе. Потом пригласили в дом пионеров. Это был 1970 год.
Энтузиасты, лидеры, творцы
– В то время пионерия поднялась, – вспоминает Галина Степановна. – У нас работало восемь направлений. Отмечали круглые даты – патриотическое. Велась тимуровская работа, мы называли её так: «делать людям хорошее – хорошеть самому» – это трудовое. А однажды пришёл ко мне молодой Юрий Александрович Васьков. Работал он на кожзаводе, но хотел заниматься с ребятами. И мы создали туристическое направление. Много разного было. Какие сильные люди у нас работали, энтузиасты! Сам скрипач Яков Александрович Броннер! Но скрипку мы тогда не признавали, и он работал в паре с баянистом Иваном Степановичем Пономарёвым. Методистом по октябрятам была Людмила Михайловна Мнухина, методистом по пионерии – Светлана Ивановна Чернозипунникова, секцию авиамоделизма вёл Виктор Фёдорович Петров. За танцевальное направление отвечал Сергей Григорьевич Матвеев – в день пионерии он собирал на городской площади огромные армии ребят на выступления.
Сделаем небольшое отступление от рассказа и вспомним, как готовились к празднику. Многодневные репетиции на площади, куда приходила сначала одна школа, потом – все, и один человек, С.Г. Матвеев, управлял этой, действительно, армией неумелых танцоров, которые в итоге довольно слаженно двигались в такт музыке. А ещё была примета: почему-то в день пионерии всегда было холодно. Но дружины шли по площади колоннами, а девчонки и мальчишки в тоненьких пионерских формах танцевали и в дождь, и в холод. И со всего города приходили смотреть на них зрители, несмотря на рабочий день. Праздник День пионерии был огромным событием.
– В горкоме комсомола, – продолжает Галина Степановна, – была святая святых: чтобы на празднике у нас играл военный оркестр. И после дружин всегда замыкали шествие музыканты нашей воинской части. А как нас контролировали! По нескольку раз сценарий носили в горком на утверждение, переделывали. Помогали связисты, милиция – все относились к нам с пониманием. А самое главное – школы безоговорочно выполняли всё, что было нужно. И не только к праздникам. Каждый понедельник были планёрки, старшим пионервожатым раздавали задания, и не было случая, чтобы они не исполнялись.
– С нами всегда работали личности, – подтверждает Т.С. Польдяева. – Мы воспитывались только на лучших примерах, было у кого молодёжи поучиться.
Всегда в числе первых
Камышловскую пионерскую организацию отлично знали в областном центре, и не только. В нашем городе проходили областные слёты – туристический, юнармейский, в сборе макулатуры камышловские пионеры всегда были в числе первых.
– Как-то мы столько собрали макулатуры, что были на втором месте в области, – рассказывает Галина Степановна. – И так нам захотелось на следующий год быть первыми, как мы старались! Но всё же не получилось.
Команда школы № 58 стала участницей Всесоюзной игры «Орлёнок», выиграв в областной игре. Соперничали 58-я и Порошинская школы, и всё же победа была за 58-й, всё благодаря старшей пионервожатой Любови Александровне Путинцевой. Галина Степановна вспоминает, как специально для поездки шили отряду форму, как ребята в шесть часов утра прибегали в воинскую часть – Любовь Александровна договорилась о занятиях. И как потом офицеры говорили, что не каждый солдат мог так собрать и разобрать автомат, как ребята из отряда Л.А. Путинцевой.
Рассказ будет неполным, если не вспомнить, какая шла борьба между дружинами за звание правофланговой – то есть лучшей. Татьяна Семёновна, которая четыре года была председателем совета дружины, а потом пионервожатой в школе № 1, рассказывает, как соперничали в основном с дружиной школы № 58. Какие организовывали общественные дела, без понукания, даже без помощи взрослых, сами были инициаторами – ставили спектакли, собирали бумагу и лом, выращивали зелёный лук для детской больницы. И всё абсолютно бескорыстно. Но не за идею, а потому что хотелось жить активно, быть полезным, совершать поступки. Зона пионерского действия (помощь старикам), юные инспекторы движения, юные друзья пожарных, клуб интернациональной дружбы (переписка со скаутами из Чехословакии, Польши и других стран), победы в областных конкурсах, спортивных состязаниях, занятия в доме пионеров – жизнь была очень насыщенной.
– Дня не проходило без событий, – говорит Татьяна Семёновна. – Свободного времени совсем не было. Идеология основывалась на настоящем: помощи старшим и младшим, уважении, учили беречь природу, чтить традиции. Всё это проходило через душу, через сердце и разум, поэтому жизнь была заполнена настоящими делами. Самых активных награждали поездками в «Артек». В сентябре 1975-го мы со Светланой Пушкиной и Татьяной Максименко пробыли целую смену в «Артеке». Привезли оттуда много наград за победы в конкурсах и соревнованиях.
И ведь ни в одном техникуме, ни в одном вузе не учили быть пионерскими лидерами. Учитель был один – жизнь. Самых активных поощряли поездками во всесоюзные пионерские лагеря. Обе мои собеседницы побывали в «Артеке», и это было, по их словам, не просто незабываемо, это была огромная школа пионерской работы.
– Что было самым трудным в работе директора? – спрашиваю Галину Степановну.
– Наверное, всё же мало выделяли нам денег, – на секунду задумывается она. – Я бы открыла ещё больше кружков в Доме пионеров, но был лимит по количеству школьников в городе. Занималось у нас не меньше 30 групп в две смены, в каждой – по 25 человек. Но хотелось, чтобы ребят было ещё больше.
* * *
Преодолевать трудности, искать и находить новые возможности, работать без каникул и выходных, всегда быть среди звонкой, шумной, самой непредсказуемой команды – и заражаться от них задором, оптимизмом, сохранять юность в душе – это была самая лучшая работа и самое лучшее время – так считают мои собеседницы. И так скажет вам любой человек, прошедший школу пионерской работы. С праздником, пионеры бывшие и настоящие, с Днём пионерии!
Фото: День пионерии в Камышлове.
© Редакция газеты «Камышловские известия»