Среда, 19 сентября 2018 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Безграмотность – от лени
06 июня 2018, 10:00

Безграмотность – от лени



Сегодня в России отмечается Пушкинский день (219 лет со дня рождения), он же День русского языка. О «великом и могучем», грамотности и неграмотности говорим с руководителем городского методобъединения учителей-словесников, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории Ириной Анатольевной Мартьяновой.

Ирина Анатольевна Мартьянова на Тотальном диктанте-2018
– Кто привил любовь к русскому языку вам?
– Если точнее отвечать на этот вопрос, то не кто, а что: русская классическая литература.

– Какой случай из вашей жизни, связанный с изучением русского языка, наиболее запомнился?
– Наверное, таких много, например, из моей студенческой жизни: спрашивает студент первого курса Андрюша Колосов у преподавателя Веры Степановны Третьяковой, что такое любовь (имея в виду чувства). Она, не задумываясь, отвечает: имя существительное, женского рода, третьего склонения и остальные признаки части речи. Или в школе был случай: при проверке диктанта с фразой «Однако было время…» обнаруживаю в тетради запись «Одна кобыла…».

– В чём причина безграмотности людей? Зачем быть грамотным?
– Думаю, безграмотность… от лени. Простой пример: подготовка к ЕГЭ, в теоретических вопросах (по орфографии и пунктуации) ни одной ошибки, а в сочинении за эти же критерии – ноль баллов. Почему? Так ведь, проверяя, надо правила вспоминать, а за окном солнышко, деревья цветут, свобода… Через некоторое время: «Я ведь так хорошо экзамен сдал, а сейчас всё забылось». Ну и повторяй, не ленись, и прослывёшь грамотным человеком: и себе радостно, и людям приятно с тобой общаться.

Часто от родителей учеников слышу, что сами они правил не знают или не помнят, а пишут грамотно, а вот их ребёнок… С ним что-то не так? Причин несколько: это либо так называемая «природная грамотность», либо правила орфографии стали составляющей их жизни. А у их детей это всё впереди, когда поймут, зачем им это: быть успешным в жизни, устроиться на престижную работу, написать любимому человеку эсэмэску, чтобы не краснеть за неправильно понятые слова, да и потом, чтобы в школе, когда вырастешь, учителю не говорить, что правил не знаешь…

– Детей в школе учат, как правильно писать. А потом они возвращаются домой, переписываются с одноклассниками и не используют ни одного правила. Как с появлением интернета поменялись языковые нормы? Может язык обесцениться?
– А он никогда и не был в цене у людей с низкой культурой, у тех, для кого и так сойдёт, кто не уважает собеседника. Ведь безграмотность проявляется не только в письменной речи, но и во время устного общения с собеседником. И интернет здесь ни при чём, ведь с появлением телеграфа люди не избавились от предлогов, союзов и частиц, а когда-то изобретение телеграфа было сродни появлению интернета. И языковые нормы поменялись только для определённого типа общения, их никто не отменял. Дети и по другим предметам, выполняя письменные работы, допускают ошибки, при этом заявляя: это ведь не русский. А у коллег закрадывается подозрение, как это их учат, что дети писать не умеют? Да ещё и экзамены потом хорошо сдают. Парадокс!

– Кто сегодня образец грамотной речи?
– Не кто, а что: классическая литература. Она привьёт любовь ко всему русскому, пополнит речь, привьёт вкус к красивому, истинно русскому, без заимствований, слову. А за всем этим и грамотность подтянется!

Подготовила Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Звйкова.
На фото. Миша и Ксения Новиковы – постоянные читатели детской библиотеки. О их грамотности пока судить рано: Ксюша перешла в четвёртый класс, а Миша – дошкольник. Но чем больше читаешь, тем грамотнее становишься – проверено.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

Обсуждение: 7 комментариев
  1. Ведь понимают друг друга, что ещё?

  2. ljudmila:

    Очень согласна с утверждением,что чем больше читаешь,тем грамотнее становишься.
    Уже и правила многие со временем забыты напрочь,а пишешь вроде грамотно.
    Большую роль играет зрительная память.Непроизвольно зрительно запоминаются написание каких-то слов,расстановка знаков препинания,а потом уже интуитивно как-то пишется правильно.
    Ну а может правила засели со школы так глубоко в подкорке,что пишешь на «автомате» уже!
    Так что читайте,читайте и ещё раз читайте,одна только польза от этого приятного занятия! smile

  3. Maруся Maруся:

    Подскожите пожалусто нужен логопед срочно может кто знает номер телефона или специолиста по предметам математика ,русский, летература

    Вот такие объявления в соц. сетях….. rtfm

  4. AndreiZ:

    Зачем что-то учить если можно спросить у гугла?

  5. Guest Guest:

    AndreiZ писал(а):

    можно спросить у гугла

    +100500
    Сейчас дети уроки там учат, точнее списывают не задумываясь из Сети. sad

  6. ljudmila:

    @ AndreiZ:
    А голова-то, нашпигованная мозгом, зачем человеку дадена?
    С Гуглом и мозги и голова со временем усохнут, за ненадобностью.
    Перспективка та ещё! sad

Внимание! Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев
в бумажной версии издания.
Правила сайта | Сетевой этикет


По истечению срока давности комментирование закрыто.
Однако вы всегда можете обратиться в редакцию по заинтересовавшей вас теме.
Исчерпывающая информация находится на странице "Контакты"

© 2008-2018 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: