Сегодня в России отмечается Пушкинский день (219 лет со дня рождения), он же День русского языка. О «великом и могучем», грамотности и неграмотности говорим с руководителем городского методобъединения учителей-словесников, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории Ириной Анатольевной Мартьяновой.
Ирина Анатольевна Мартьянова на Тотальном диктанте-2018
– Если точнее отвечать на этот вопрос, то не кто, а что: русская классическая литература.
– Какой случай из вашей жизни, связанный с изучением русского языка, наиболее запомнился?
– Наверное, таких много, например, из моей студенческой жизни: спрашивает студент первого курса Андрюша Колосов у преподавателя Веры Степановны Третьяковой, что такое любовь (имея в виду чувства). Она, не задумываясь, отвечает: имя существительное, женского рода, третьего склонения и остальные признаки части речи. Или в школе был случай: при проверке диктанта с фразой «Однако было время…» обнаруживаю в тетради запись «Одна кобыла…».
– В чём причина безграмотности людей? Зачем быть грамотным?
– Думаю, безграмотность… от лени. Простой пример: подготовка к ЕГЭ, в теоретических вопросах (по орфографии и пунктуации) ни одной ошибки, а в сочинении за эти же критерии – ноль баллов. Почему? Так ведь, проверяя, надо правила вспоминать, а за окном солнышко, деревья цветут, свобода… Через некоторое время: «Я ведь так хорошо экзамен сдал, а сейчас всё забылось». Ну и повторяй, не ленись, и прослывёшь грамотным человеком: и себе радостно, и людям приятно с тобой общаться.
Часто от родителей учеников слышу, что сами они правил не знают или не помнят, а пишут грамотно, а вот их ребёнок… С ним что-то не так? Причин несколько: это либо так называемая «природная грамотность», либо правила орфографии стали составляющей их жизни. А у их детей это всё впереди, когда поймут, зачем им это: быть успешным в жизни, устроиться на престижную работу, написать любимому человеку эсэмэску, чтобы не краснеть за неправильно понятые слова, да и потом, чтобы в школе, когда вырастешь, учителю не говорить, что правил не знаешь…
– Детей в школе учат, как правильно писать. А потом они возвращаются домой, переписываются с одноклассниками и не используют ни одного правила. Как с появлением интернета поменялись языковые нормы? Может язык обесцениться?
– А он никогда и не был в цене у людей с низкой культурой, у тех, для кого и так сойдёт, кто не уважает собеседника. Ведь безграмотность проявляется не только в письменной речи, но и во время устного общения с собеседником. И интернет здесь ни при чём, ведь с появлением телеграфа люди не избавились от предлогов, союзов и частиц, а когда-то изобретение телеграфа было сродни появлению интернета. И языковые нормы поменялись только для определённого типа общения, их никто не отменял. Дети и по другим предметам, выполняя письменные работы, допускают ошибки, при этом заявляя: это ведь не русский. А у коллег закрадывается подозрение, как это их учат, что дети писать не умеют? Да ещё и экзамены потом хорошо сдают. Парадокс!
– Кто сегодня образец грамотной речи?
– Не кто, а что: классическая литература. Она привьёт любовь ко всему русскому, пополнит речь, привьёт вкус к красивому, истинно русскому, без заимствований, слову. А за всем этим и грамотность подтянется!
Подготовила Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Звйкова.
На фото. Миша и Ксения Новиковы – постоянные читатели детской библиотеки. О их грамотности пока судить рано: Ксюша перешла в четвёртый класс, а Миша – дошкольник. Но чем больше читаешь, тем грамотнее становишься – проверено.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Ведь понимают друг друга, что ещё?
Очень согласна с утверждением,что чем больше читаешь,тем грамотнее становишься.
Уже и правила многие со временем забыты напрочь,а пишешь вроде грамотно.
Большую роль играет зрительная память.Непроизвольно зрительно запоминаются написание каких-то слов,расстановка знаков препинания,а потом уже интуитивно как-то пишется правильно.
Ну а может правила засели со школы так глубоко в подкорке,что пишешь на «автомате» уже!
Так что читайте,читайте и ещё раз читайте,одна только польза от этого приятного занятия!
@ ljudmila:
Молодец!
Вот такие объявления в соц. сетях…..
Зачем что-то учить если можно спросить у гугла?
AndreiZ писал(а):
+100500
Сейчас дети уроки там учат, точнее списывают не задумываясь из Сети.
@ AndreiZ:
А голова-то, нашпигованная мозгом, зачем человеку дадена?
С Гуглом и мозги и голова со временем усохнут, за ненадобностью.
Перспективка та ещё!