Доброжелательное отношение к людям, безупречное исполнение своих обязанностей, правильное составление документов. Ну и, пожалуй, красивый и грамотный почерк – ошибки недопустимы. Это самые важные качества для работы в отделе ЗАГС по версии моей собеседницы Валентины Георгиевны Михайловой. Она проработала в ЗАГСе почти 40 лет. Пришла в 1963 году, 22 мая, эту дату Валентина Георгиевна помнит до сих пор. Правда, был тогда не отдел, а бюро. Это потом, в 1980-е, объём работы увеличился, зарплату добавили, а бюро переименовали в отдел. В городском бюро в тот момент работала З.С. Шелковкина, в районном – Н.Л. Шабанова.
– Нина Леонидовна – заведующая, я инспектор. Мы располагались на улице Ленинградской, в здании которого сегодня все стёкла выхлестаны, на втором этаже. Все в одном кабинете. Напротив – зал регистрации. Работа такая: выдать гербовые бланки свидетельств строгой отчётности, обеспечить книгами актовых записей всех видов (о смерти, рождении, регистрации брака, усыновлении и т.д.), их мы получали в областном отделе. Народ со всех концов к нам ехал, в нашем ведении было четыре района (Пышминский, Камышловский, Сухоложский, Богдановичский), а это более 50-и сельсоветов. Секретари сельских советов были наделены полномочиями регистрации рождения, смерти, регистрации и расторжения брака и другими. А, например, усыновлением, установлением отцовства занимался отдел. В конце месяца мы собирали отчёты со всех сельсоветов и всё это сводили, считали. Гербовые бланки, которые секретари испортить себе позволили, ну это допустимо было, мало ли ошиблись, принимали, составляли акты.
Народ со всех концов к нам ехал, в нашем ведении было четыре района, а это – более 50-и сельсоветов
Довелось работать Валентине Георгиевне даже с церковными книгами, но это было в начале её деятельности. Вспоминает она и то, что браки и новорождённых раньше регистрировали только в торжественной обстановке, были такие требования. И тут, уважаемые читатели, позвольте мне сделать отступление: мама моя, Надежда Никандровна, работала секретарём в Никольском сельском совете. Я прекрасно помню эти торжественные регистрации новорождённых, на которых мама мне разрешала присутствовать. Была я в то время маленькой девочкой, сидела на стуле у стеночки, побалтывала ножкой и наблюдала, как мама (она проводила регистрацию) и гости говорят красивые речи, родители держали своих лялек на руках. Им обязательно дарили подарки, а в конце было чаепитие.
Как же много может рассказывать Валентина Георгиевна про работу! Это было для меня самое главное, говорит. В 2001 году, в возрасте 61 год, ушла на пенсию, на смену пришла Татьяна Николаевна Пестикова.
Работа в отделе ЗАГС – очень ответственная, ошибки недопустимы! Так считала Валентина, когда только начала свою трудовую деятельность. И этому принципу осталась верна до выхода на заслуженный отдых.
– Очень ответственная, грамотная, я ей никогда не делала замечаний, – вспоминает Валентина Георгиевна.
Но всё же – немного биографии. Родилась Валентина в простой рабочей семье в Фадюшиной, потом переехали в Реутинку. Папа Георгий работал столяром, слесарем, после войны трудился на мукомольном заводе. Из Фадюшиной на завод ходил пешком.
– Это сегодня мы все господа, ездим на машинах и автобусах! А мама моя Мария на быках работала, заготавливала в лесу дрова, на этом же быке ездила из Фадюшиной в Камышлов торговать луком-батуном, выручала деньги для колхоза, – вспоминает Валентина Георгиевна. – Мама была яркой женщиной, походила на донскую казачку. Нас трое было у родителей: я, брат и сестра.
– Босоногое детство мне запомнилось! Очень плохо жили. Очень плохо. Из Реутинки ходили в первую школу пешком, – продолжает собеседница. – Была у меня самошитная телогрейка, валеночки худенькие, видимо, подшивать их нечем было. Калоши с валенок в холод сваливались. Помню, шла одна, метель страшенная. В школу пришла вся обмороженная. Учительница у нас была, царство небесное, Галина Петровна Шаркова, наша односельчанка, кстати, родом из Фадюшиной, она участница войны, их портреты с мужем на стенде около музея, там я останавливаюсь, смотрю, мне очень приятно. Она меня давай оттирать. Вот такое отношение!
Муж Валентины – её односельчанин Александр. Вместе супруги прожили 47 лет, но сейчас его уже нет в живых.
– Никогда не слышала я от Саши ни ругани, ни матерка в свой адрес. Скромный, немногословный. В 1963 году поженились, через год родилась дочка Наташа. Помню, хотя уже прошло 50 с лишним лет, роды принимал Евгений Николаевич Сахаров, хороший доктор. И больше я не отважилась родить, к сожалению. Может, по причине сложных родов, а может, потому что работать некому было.
И Валентина Георгиевна вспоминает, как вернулась к работе. Была она в декретном отпуске, а раньше отпуск этот был всего два месяца.
– Виктор Астафьевич Овчинников тогда был моим шефом, он умер давно, нынче ему 100 лет, кстати, было бы 7 ноября. Зайдёт, с моей Наташей поиграет, а она как игрушечка была. Просит: выйди хоть на один день на работу! Я вышла, и всё – стала работать. Сегодня я очень себя ругаю, почему из-за работы я не имею второго ребёнка. Очень жалею. А сейчас мечтаю о правнуках!
Открытая, откровенная, улыбчивая. Сколько же мне рассказала про свою работу Валентина Георгиевна! А сколько людей мимоходом вспомнила, до мельчайших деталей: имена, фамилии, кто где живёт, кто когда умер, кто чем занимался. И ведь всё она помнит! Знаете, наверное, это профессиональное. А когда уходила, сказала: сложностей в работе много, зарплата маленькая, но было интересно!
Светлана ЧЕРЕМНЫХ
© Редакция газеты «Камышловские известия»