Жаркая пора экзаменов прошла, впереди – томительное ожидание результатов поступления в вузы. А что толкает бывших учеников вновь сесть «за парту»? Стремление повысить свой социальный статус и вырваться из-под опеки родителей? Или же это просто следование традициям образования?
Если попробовать разобраться в тех причинах, что толкают людей вновь и вновь погружаться в знания, выбирать тот или иной вуз, то вырисовывается следующая картина.
Причина первая: следование традициям. Здесь в прямом смысле идет война за пятерки, которая постепенно становится смыслом жизни – так называемый «синдром отличника». Главный стимул – это получение похвалы, в качестве которой может выступать и аттестат с отличием, и красный диплом.
Причина вторая: желание быть как все. Порой молодые люди, не желая разлучаться с близкими друзьями, идут в один и тот же институт, и при этом совсем не учитывается тот факт, что один из них может быть гениальным экономистом, а другой — прекрасным писателем.
Причина третья: уверенность в том, что чем больше учишься, тем светлее твое будущее. Главный подводный камень здесь – тот факт, что как бы ни были стройны теории о светлом будущем, построенные на множестве прочтенных книг и полученных знаний, каждая из них способна с легкостью сломаться о суровую реальность.
Причина четвертая: желание оправдать ожидание родителей и родственников. Здесь и следование традиции семейного дела. «Моя бабушка – врач, мама – врач, ну и я пойду в медицинский». Или же попытка воплотить несбывшиеся мечты родителей. «Ты же не захочешь шокировать знакомых родителей тем, что после школы пойдешь в автослесари?»
Причина пятая: неуверенность в себе. Учеба – не получение знаний как таковых, а желание самоутвердиться. Попытка убежать от реальности, убедить себя, что ты счастлив, спрятавшись от всего мира за стопкой книг по психологии и менеджменту.
Причина шестая: нежелание взрослеть. Самая коварная причина. Вроде порядочный человек, который стремится увеличить уровень знаний, а на самом деле старается как можно дольше отсрочить тот момент, когда из уютных аудиторий придется перекочевать за заваленный стол, где необходимо ежедневно выполнять рутинную работу.
Ступая на следующую ступень образования, принимая решение о продолжении учебы, необходимо отчетливо осознавать, зачем ты это делаешь, что тебе даст новая «корочка». Никто не говорит, что учиться не обязательно. Но чтобы жить полноценной и счастливой жизнью, не обязательно стремиться стать ходячей энциклопедией принятых кем-то норм. Следует уделить внимание тому, что действительно тебе интересно и где ты потом сможешь применить полученные навыки. Будь это работа на заводе инженером или отделка и ремонт квартир. Недаром во многих вузах на первых же лекциях преподаватели твердят студентам: «Высшее образование нужно для того, чтобы человек понимал, какая информация ему нужна и где ее искать».
Анастасия МОКИНА.
Фото Телеграф
© Редакция газеты «Камышловские известия»