Даже если вы не постоянный читатель, но держали в руках хотя бы один номер «Камышловских известий», не обратить внимание на визуальный ряд просто не могли. Фотографии в газете – это её «глаза», и они несут читателю информацию не меньшую, чем передаёт слово.
«Картинка» в нашей газете – дело фотокорреспондента Андрея Геннадьевича Зайкова. И знает его, шутника и профессионала самого высокого класса, скажу без преувеличения, весь город и район.
Ради одного кадра (который не факт даже, что появится в печати) он готов залезать на деревья, крыши и колокольню, бродить по колено в воде и грязи, по пояс в снегу. Хотя в повседневной газетной жизни это как-то даже не особо замечаешь, главное – результат, а не его цена. А его шутки, которым улыбаются даже самые хмурые, давно стали достоянием редакции.
В прошлый четверг в городской библиотеке открылась персональная фотовыставка Андрея Зайкова «Маленькие истории». Посвящена она 100-летию газеты. Открытие прошло в рамках заседания «Литературного четверга». Камышловские поэты посвящали Андрею Зайкову стихи, коллеги поздравляли, вспоминали, как больше десяти лет назад появился в редакции никому не известный фотограф, победивший в газетном фотоконкурсе. «Он скромный, – оценил коллегу главный редактор С.В. Озорнин. – Просто делает своё дело. И делает отлично».
В экспозиции 25 работ. И действительно, за каждой – своя маленькая история. Всё, что больше всего любит Андрей Геннадьевич, он открыл зрителям.
Вот белка из Петергофа – красивая и немного нахальная, пристроилась на заготовке орехов; лиса, слегка обалдевшая от неожиданной встречи с фотографом. Или белоснежные лебеди. Помню, прошлой весной мы объехали полрайона, пока нашли их стойбище. А потом Андрей Геннадьевич полез в ледяную воду, чтобы снять королевских птиц как можно ближе. Мне кажется, животные его не боятся, а наоборот, тянутся, позируют, потому что чувствуют отношение, зверя не обманешь.
Другая тема – спорт. «Полёты» мотоциклистов и лыжные гонки. Надо смотреть: адреналин спортсменов буквально передан фотообъективом.
Отдельная тема – Петербург. Город юности. Андрей окончил Ленинградский институт киноинженеров (ныне Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения). И вся редакция с удовольствием слушает его питерские истории, в которых запросто и естественно звучат имена Владимира Меньшова и Владимира Мотыля, Эмиля Лотяну, Виктора Салтыкова и Евгения Евтушенко, а действие происходит то на Литейном, то на Невском, то на улице Марата.
И всё-таки мне кажется, больше всего он любит фотографировать людей – в работе, на отдыхе, в студии или во время репортажа – неважно, важно то, что сюжетные, постановочные или жанровые кадры Андрея Зайкова – живые, в каждом – свой характер, своя история. А я вам скажу, он очень любит свою работу. И одинаково профессионально снимает и мировых джазовых звёзд на городском фестивале, и простых работяг-механизаторов на районных полях.
После выставки он рассказал о своей работе:
– Желание есть – делаешь. Не получается – опять делаешь. Ещё не получается – снова делаешь.
– Если бы была возможность вернуться в кино, вернулись бы?
– Нет. Некоторое время после Свердловской киностудии ничем таким заниматься даже не планировал.
– Тем не менее открыли фотостудию, когда вернулись в Камышлов. Почему?
– А это из той серии, когда делаешь, потому что не можешь не делать. И можно бросить, но всё равно к этому вернёшься. Или жизнь вернёт. Мне даже идти куда-то, не снимая, непривычно. А с другой стороны, без фотоаппарата мало куда и хочется.
– Что выберете: цвет или монохром?
– Без разницы. И там, и там нужна нормальная подготовка и ощущения. Цветная фотография не значит яркая. Сейчас снимают все, стараются делать, чтобы было ярче. А зачем? Профессия учит понимать и делать, чтобы белое было белым, а чёрное – чёрным.
– Вы говорите, в работе фотографа важно интуитивное ощущение. Можно этому научиться?
– Профессия фотографа чем-то сродни каратэ: всё решает удар – главный. Либо попал, либо нет. И здесь: если я готов – сделал. А в прикладном смысле, наверное, в чём-то помогли в своё время книги Владимира Леви. Давно их читал, а потом стал наблюдать. Еду, допустим, в метро. Из толпы запомнил какое-то лицо. И представляю, как человек будет улыбаться, или плакать, или негодовать, или проявлять какие-то ещё эмоции. Лицо в разных его проявлениях. Потому что видишь объект съёмки – и представляешь, что можно сделать.
– Главное качество фотографа – наблюдательность?
– Я могу даже не понимать чего-то в происходящем, но мне всё равно интересно изобразить. Несколько лет назад, например, приезжал в город хореограф Смирнов. Вот он выливает на голову воду из кружки. Зачем? Не знаю. И он, может быть, не знает. Но смотреть – интересно. И показать это – тоже.
Первый раз фотоаппарат Андрей Зайков взял в руки во втором классе – тогда это был простейший «Этюд», в то время все увлекались. Потом была «Смена-8»… Сегодня вы редко увидите его с пустыми руками. Аппарат на шею, кофр с объективами на плечо – и вперёд, останавливать мгновения.
Галина ШИПИЦЫНА
Фото Анатолия Васина.
На фото. Андрей Зайков. Фотокорреспондент, фотограф, фотохудожник.
Работы с выставки Андрея Зайкова
Приходите, не пожалеете!
© Редакция газеты «Камышловские известия»