Шедевр нашего земляка украсил новую купюру
Илья ЗЫРЯНОВ
Ещё в октябре в екатеринбургском Доме журналистов презентовали модернизированную банкноту номиналом 5000 рублей, которая постепенно появляется в обращении. Купюра посвящена Уральскому федеральному округу. В частности, на её оборотной стороне изображён монумент «Сказ об Урале» заслуженного художника РСФСР Виталия Зайкова.
Наши южные соседи возразят: какой же он камышловец? Он ведь больше 20 лет в Челябинске работал. У нас и состоялся как художник. И действительно – именно в этом городе Виталий Зайков решил обосноваться, окончив с отличием институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде. В Челябинске находится большинство скульптурных портретов, барельефов и памятников, им созданных, в том числе и самый знаменитый – «Сказ об Урале», что украшает привокзальную площадь.
Нет, Зайков – крымчанин, заявят жители нового российского региона. И тоже будут по-своему правы. Из-за болезни дочери в 1983 году художник был вынужден вместе с семьёй переехать с Урала к морю, в Евпаторию. Провёл там свои последние 37 лет, заслужив звание почётного гражданина этого города, плодотворно трудился почти до самой смерти 14 марта 2020 года.
Многим раньше был ещё и шестилетний волгоградский период, когда Виталий Зайков работал в творческой группе народного художника СССР Евгения Вучетича над созданием грандиозного ансамбля на Мамаевом кургане. А на выходе из аэропорта города-героя гостей встречает скульптура «Хлеб-соль» авторства Виталия Семёновича. Выходит, что и волгоградцы могут считать его своим.
Но не вычеркнуть из его биографии детство, проведённое на камышловской земле. Здесь его корни и здесь до сих пор живут его родственники. Об этом малоизвестном периоде нам рассказал племянник Виталия Зайкова, наш постоянный читатель Владимир Соколов. Он давно ведёт семейный архив и сам обратился к нам ещё летом, когда ни о каких купюрах в широких кругах и речи не было. Поводом послужило столетие со дня рождения художника, которое официально отмечалось 19 мая. На самом же деле этот юбилей ещё впереди. Дело в том, что Виталий Зайков приписал себе один год, чтобы уйти добровольцем на фронт в самый разгар Великой Отечественной войны. Неверная дата рождения и закрепилась в его документах. Но не будем забегать вперёд.
– Семья Зайковых происходит из Никольского, – рассказывает Владимир Соколов. – Отец моего дяди Семён Иванович Зайков ещё до революции служил моряком в Кронштадте, в минном классе и получил там первичное электротехническое образование, которое очень пригодилось ему в будущем. Жена его Пелагея Дмитриевна, в девичестве Русина, всю жизнь была домохозяйкой. В 1922 году в Никольском насчитывалось свыше шестисот дворов, ближних земель на всех не хватало, и Зайковы вместе с семьёй Ивана Русина – брата Пелагеи и соседями отправились осваивать новую территорию, обосновавшись близ Куровского. Их поселение на несколько дворов рядом с Юрмачем и ещё одной небольшой речушкой называлось Боровое. Там-то и родился Виталий Семёнович – третьим ребёнком из девяти. Четверо детей рано умерли. А пятеро остальных впоследствии получили высшее образование.
Со слов Владимира Николаевича, Зайковы прожили в Боровом примерно до 1930 года. Когда началась коллективизация, глава семьи не захотел вступать в колхоз – добровольно передал в него свою усадьбу, лошадей и скот, оставив себе только корову, и переселился с семьёй и родственниками в Камышлов.
Здесь они жили бедно. В поисках лучшей доли переезжали в Тюмень, Барнаул, Кузнецк, Екатеринбург, но в итоге вернулись. Построили дом по Энгельса, 253, который до наших дней не сохранился.
Из Камышлова Виталий Зайков уехал учиться в Свердловское художественное училище, которое смог окончить лишь после войны. В 1942 году его направили в Миасс, в школу авиамехаников, а оттуда – на Ленинградский фронт. Будущий знаменитый скульптор командовал бригадой аэродромного обслуживания штурмовиков Ил-2.
Именно в Ленинграде, где Виталий Зайков впоследствии продолжал учёбу, у него и родилась идея «Сказа об Урале». Это была одна из причин его возвращения в родные края, хотя он вполне мог остаться и в северной столице. Размышляя над образом, он изначально хотел изваять уральского золотопромышленника и даже изготовил уменьшенную модель этой скульптуры. Но передумал и изобразил в граните и бетоне грандиозную фигуру рабочего, который «поднимается» из каменных глыб – в фартуке, с кувалдой в руке, с окладистой бородой. При общей высоте 16 метров это самый большой монумент, созданный мастером. Открыт он был в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции.
– Примерно в те же годы Виталий Семёнович приезжал в Камышлов, рассказывал, насколько сложна и трудоёмка технология изготовления таких огромных памятников, – вспоминает Владимир Соколов. – Ездил он тогда и в Боровое, от которого уже и следа не осталось. А когда уезжал работать в Волгоград и перегонял туда из Челябинска свою «Волгу», то взял меня с собой в это путешествие вместе с ещё одним родственником Лёней Русиным. Мне было тогда всего 15 лет. Дядя запомнился очень обаятельным человеком. Голубоглазый, невысокого роста, но крепкого телосложения, что, наверное, очень важно для скульптора. Говорил необычно, образно, с художественным вкусом. Помню, что на семейных праздниках он избегал алкоголя. Старался ни с кем не конфликтовать, но в вопросах искусства был очень принципиальным – когда работал в комиссии Союза художников, то халтуру решительно не пропускал, и подкупить его было невозможно.
В Волгоград мы тогда ехали несколько суток с ночёвками, вместе готовили еду. Побывали в Москве, заехали в Суздаль к его старшему брату Сергею. Примечательно, что Сергей первым в семье выбрал художественную стезю – учился в Свердловске и Ленинграде, стал живописцем. А Виталий следовал за ним, но достиг гораздо больших высот. Его внук Фёдор Бирючёв тоже прославился – стал известным классическим пианистом и композитором.
Наш собеседник признаётся, что и сам в молодости увлекался искусством – ходил в изостудию в клуб «40 лет Октября», любил рисовать акварелью на пленэрах. Камышловский живописец Виктор Георгиевич Кузьмин даже рекомендовал ему поступать в художественное училище. Но Владимир Николаевич предпочёл прислушаться к советам отца и деда, выбрав куда более стабильную профессию инженера-электрика.
Он убеждён, что успех его знаменитого дяди – это не только показатель природных дарований, но и результат большой организационной работы вкупе с везением. Ведь мало создать проект скульптуры – важно доказать её значимость, добиться финансирования, руководить долгим и сложным процессом изготовления, наконец, согласовать установку. Надо уметь налаживать контакты с власть имущими и находить компромиссы. Одного лишь художественного таланта на этом поприще недостаточно.
Фото из архива Владимира Соколова.
На фото. Виталий Зайков на четвёртом курсе института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Ленинград, январь 1952 года.
На фото. Монумент «Сказ об Урале» скульптора Виталия Зайкова на реверсе новой купюры.
© Редакция газеты «Камышловские известия»