Что такое поездной кран машиниста? С какой скоростью может ехать поезд, если ползун до одного миллиметра? А если более одного миллиметра? И в чем разница, ведь миллиметр – это не так много? Как измерить высоту, толщину и крутизну гребня? Для людей, не связанных с железной дорогой, эти вопросы звучат как на иностранном языке. А специалисты знают все ответы на них. 7 декабря в Камышловском техникуме промышленности и транспорта на конкурсе по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» участники это доказали.
Конкурс был организован в формате самого распространённого сегодня в России и мире чемпионата рабочих специальностей Worldskills и демоэкзамена (форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профобразования, которая предусматривает моделирование реальных производственных условий и независимую экспертную оценку выполнения заданий) по компетенции «Управление локомотивом».
Конкурс включал теоретическую и практическую части. Особенность и новшество его в том, что впервые в Камышлове чемпионат был проведён совместно с социальным партнёром и работодателем выпускников данной специальности – локомотивным эксплуатационным депо Камышлов. Поэтому вместе со студентами техникума на равных условиях соревновались машинисты и помощники машинистов с разной степенью опыта.
Экспертная судейская команда состояла из опытнейших работников, ветеранов депо, которые сегодня находятся на заслуженном отдыхе и в этот день с удовольствием строго и объективно оценивали профессиональные умения конкурсантов. Это Андрей Викторович Михайлов, Вадим Викторович Боликов, Владимир Алексеевич Подкорытов, Сергей Геннадьевич Шебаршин. Возглавил экспертную комиссию начальник отдела кадров локомотивного депо Евгений Александрович Спиридонов.
– Цель конкурса – привлечь молодежь в отрасль, выявить лучших, достойных и талантливых студентов, охватить большее количество обучающихся в профессиональных конкурсах, чтобы достойно принять участие в чемпионатном движении, которое развёрнуто по всей России. А для студентов – это ещё и шанс получить оценку работодателя, – объявила заместитель директора Ольга Александровна Потапова.
И вот шесть студентов, два машиниста и два помощника по результатам жеребьёвки приступили к выполнению заданий. Первое – за 20 минут (время строго регламентировано) ответить на 40 теоретических вопросов по самым разным темам – от профессиональной терминологии до техники безопасности и бережливого производства в работе машиниста.
После этого участники разошлись по практическим модулям – демонстрировать профессиональные умения и навыки, которые необходимы в работе. Модуль В – определение неисправности колёсной пары; модуль С – техническое обслуживание подвижного состава в соответствии с технологическими требованиями; модуль Д – обеспечение безопасности движения состава и модуль Е – эксплуатация подвижного состава железных дорог.
Конкурсанты демонстрировали последовательность действий машиниста локомотива во время смены кабин управления на действующем макете секции электровоза ВЛ-11, использовали шаблон, с помощью которого выявляли и измеряли неисправность колёсной пары, проверяли автотормозное оборудование локомотива, с помощью которого машинист управляет тормозами поезда в соответствии с нормативными документами, собирали и разбирали автосцепное устройство СА-3, предназначенное для автоматической сцепки подвижного состава.
По результатам конкурса были определены два победителя – студент группы М-439а Даниил Пивоваров (куратор – А.В. Антонов) и машинист локомотива Сергей Владимиров.
Своими впечатлениями о конкурсе поделился зам. начальника депо по кадрам и социальным вопросам Евгений Александрович Спиридонов:
– Чемпионат профессионального мастерства прошел в интересном формате. Опытные машинисты, помощники машинистов электровоза выступали совместно со студентами 3 и 4 курсов, обучающихся по специальности техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Для работников локомотивного депо чемпионат позволяет освежить в памяти теоретические знания, а студенты могут сравнить свои силы с профессионалами. У студентов преимущество в том, что они отлично знают теорию, а работники депо – настоящие «асы» в практике.
Конечно, в течение одного чемпионата невозможно проверить и оценить уровень владения всем огромным спектром практических умений, которыми должен обладать машинист электровоза, но эта профессиональная проба для участников – шаг вперёд в саморазвитии, самоутверждение в правильности выбора профессии, и самое главное – осознание сложности и огромной ответственности работы в той специальности, которую ты получаешь.
Галина ШИПИЦЫНА
Фото: Владимир Алексеевич Подкорытов оценивает правильность действий будущего машиниста поезда во время перехода из кабины в кабину при смене кабин управления.
© Редакция газеты «Камышловские известия»