Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Чудо-город Городец
09 марта 2020, 12:00

Чудо-город Городец



Давно хотелось здесь побывать, и наконец это случилось. Наверное, самое впечатляющее – приплыть в Городец по Волге. Прямо с причала на высоком берегу красуется, потрясая своим размахом, огромный деревянный музейно-туристический комплекс «Город мастеров». Конечно, мы там побывали, но расскажу об этом ниже.

Копал огород – нашёл шлем. Княжеский!

Мы же приехали в древнейший (основан в XII веке как ремесленный посад) город Нижегородского края сухопутным путём. И с ходу попали не просто в какую-то одну историческую улицу, а сразу в большой музейный квартал. Как оказалось, единственный из всех городов области.

Знаете, это ни с чем не сравнимое удовольствие – неспешно гулять по тихим уютным улочкам, сохранившим неповторимый облик и стиль маленького провинциального городка позапрошлого века. Будто вокруг декорации какого-то фильма про старину.

– Тут почти все дома охраняются как памятники культурного наследия, – поясняет Ирина, наш экскурсовод.

И верно: каменные купеческие усадьбы, деревянные избы, как сказочные теремки, – ни одна не повторяет другую. Чистые крылечки выводят свои ступеньки прямо на тротуар: заходи – гостем будешь. Глаз ласкают оконца, украшенные наличниками и ставнями с филигранной ажурной резьбой. Старые мастера будто соревновались друг с другом: у кого узор получится затейливей и краше. Ба! (так волжане часто выражают своё удивление). Чей это кот забрался выше крыши? Резчики по дереву, жестянщики всегда имели вкус к мелочам-чудесенкам, придававшим дому неповторимое лицо, самобытность. Такой флюгер – кот стоит на коньке крыши – на улице Андрея Рублёва. Тут же вопрос экскурсоводу: какое отношение к Городцу имеет знаменитый иконописец? И ответ:

– Нет, Андрей Рублёв никогда не жил в нашем городе, но Городец – родина древнего иконописца старца Прохора, который был учителем своего талантливого ученика.

Даже углы домов умельцы-плотники обрамляли, следуя старым традициям, но каждый по-своему, искусно и с выдумкой.

– Вот посмотрите на этот дом, – обращает наше внимание Ирина. – В этих трёх линиях с кругом посередине заложен мудрый крестьянский смысл и просьба к Всевышнему: чтобы разверзлись хляби небесные и щедро напоенную дождём пашню грело солнце. Тогда и урожай будет.

Идём дальше, к музею графини Паниной, последней владелицы старинной русской усадьбы – образец архитектуры деревянного ампира. Уже с порога гостей встречают звуки патефона, граммофона, музыкальных шкатулок. Не меньше поражает изобилие традиционных русских костюмов, богатство тканей. И очень редкие книги – старопечатные и рукописные. Собирал уникальную библиотеку долго, всю жизнь, купец Овчинников. Теперь же она служит его благодарным землякам.

В центре исторического квартала – краеведческий музей. За столетнюю историю здесь собрано 16 тысяч экспонатов, но два из них самые уникальные. Местный житель копал свой огород и случайно нашёл бесценную археологическую находку – позолоченный княжеский шлем XIII века. Вероятно, он был потерян во время битвы у стен города. Другой артефакт, которым гордятся городчане, – свинцовая печать самого Александра Невского. Великий князь, возвращаясь из Золотой орды, умер в монастыре Городца в 1263 году, перед смертью став монахом. Дальше судьба города связана с его потомками, которые в нём княжили. Одному из самых прославленных правителей Древней Руси Александру Невскому на высоком берегу Волги стоит величественный памятник.

«У самовара я и моя Маша»

– А хотите познакомиться с городецкой купчихой в четвёртом поколении?
Конечно, предложение экскурсовода принимается. Мы в «Тереме русского самовара», где хозяйка Татьяна Глебовна Пыжикова, та самая купчиха. Мало сказать, что это был рассказ о самоварах. Скорее – яркий эмоциональный моноспектакль с экскурсом в историю их появления и значения. В XVIII-XIX веках самовар – символ и оберег дома, его передавали из поколения в поколение. Стоил дорого – 25 рублей, за корову же просили рубль, но всё равно его стремилась иметь каждая семья. А разговоры, а песни за чайным столом! И тут в рассказ вплетаются поэтические строки о российской традиции чаепития, старинный музейный патефон выводит знакомую песенку «У самовара я и моя Маша». А Татьяна Глебовна, ничуть не смущаясь, при этом плавно пританцовывает. И мы душой и мыслями тоже окунулись в тёплую атмосферу чайной церемонии прошлого века.

Читайте также:  Экспресс «Вена – Прага»

Остаётся добавить, что основу городецкой коллекции самоваров – полтысячи! – передал музею местный меценат Николай Поляков. Она самая большая в России – от миниатюрных походных самоварчиков до пузатых ярмарочных пятиведёрных, сверкающих начищенными до блеска боками.

Но какое же чаепитие без знаменитого печатного городецкого пряника! Молодцы, городчане, что не пожалели для пряничного дома роскошный купеческий особняк – памятник архитектуры федерального значения. Истоки сладкого промысла уходят аж в XVII век. Пряничные доски местных резчиков по дереву той поры и сейчас хранятся в музее. Дело мастеров и кондитеров процветает и сегодня. Ни один гость Нижегородского края не уезжает домой без желанного сувенира. Печатные пряники на любой вкус, оригинальный рецепт, цвет, размер. А пряник-великан в 20 кг ежегодно выпекается для фестиваля «Мастеров народных братство».

Увы, на фестиваль промыслов мы не попали, но чайку из трав иван-чая, собранных вручную членами общины староверов, и, конечно, с пряниками попили вволю. И душу погрели, и традицию не нарушили: гостей тут без чая из самовара не отпускают.

Дамы и кавалеры

Нагулявшись по историческому кварталу, ноги сами привели нас на берег Волги, к «Городу мастеров». Это целый комплекс строений деревянного зодчества Нижегородской губернии XVI-XIX веков: и роскошный княжеский терем, и крепкие дома зажиточных купцов, и скромные крестьянские избы. В мастерских теремов без утайки секретов вам не только расскажут всё о народных промыслах, на века прославивших Городецкий район. Но и научат работать на гончарном круге, плести корзины из лозы, лепить и раскрашивать забавные свистульки, вышивать золотыми нитями.

Но живописная мастерская наособицу. С картин на деревянных досках глядят нарядные дамы и щёголи-кавалеры, на всех парах летят кони с развевающимися гривами. В карете красавица в кокошнике, на облучке – кучер, на запятках – лакей. На другой картине «Застолье» чинно и прямо сидят расфуфыренные барышни и франты-кавалеры. Знаменитая городецкая роспись по дереву! Яркой странице в истории изобразительного искусства уже сто лет.

Да, наивно (между прочим, этот жанр в живописи так и называется: наивное народное искусство), но как радостно на душе, как милы и красивы бытовые сценки, как выразительны силуэты персонажей, выполненные искусной рукой художника. Они близки живописцу, близки и нам, ценителям городецкой росписи.

Можно так сказать: сердце художника говорит с нашим. Ни от чего на свете не бывает так хорошо, так празднично, как от соприкосновения с прекрасным.

Прощались с Городцом на причале под неустанный прибой волжской волны. А меня с головой накрыла другая волна – любви и благодарности этому маленькому городку на большой российской реке Волге.

Татьяна ИВАНОВА

Фото: Вид на Волгу с крыши терема «Города мастеров».


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.