На что жаловались камышловцы в Роспотребнадзор?
Илья ЗЫРЯНОВ
Уважаемые читатели, мы возобновляем рубрику «Защита прав потребителей». Если у вас есть вопросы по этой теме, присылайте их на наш адрес info@kam-news.ru, мы постараемся дать ответы на страницах газеты.
Сегодня беседуем с ведущим специалистом-экспертом Талицкого отдела управления Роспотребнадзора по Свердловской области О.А. Рыжковой об итогах работы ведомства в 2022 году.
Ведущий специалист-эксперт Талицкого отдела управления Роспотребнадзора по Свердловской области Оксана Рыжкова
– В общей сложности от камышловцев поступило 10 обращений. Были жалобы на услуги связи, несвоевременную доставку посылки, некачественные мебель и технически сложные товары. К примеру: стиральную машину с неисправными функциями отжима и полоскания; сотовый телефон, который, по мнению покупателя, не соответствовал заявленным характеристикам; телевизор, не подключающийся к вай-фай. К слову, перечень технически сложных товаров, на которые распространяются особые условия обмена и возврата, утверждён постановлением правительства № 924 от 10 ноября 2021 года, там 14 позиций.
Обратившиеся к нам граждане в основном требовали помочь им обязать продавца вернуть деньги либо заменить товар. Однако обязать его может только суд. И прежде чем заявлять туда, нужно сначала написать претензию продавцу и получить на неё ответ. В некоторых обращениях этот порядок не соблюдается. Поэтому мы даём письменные разъяснения, что нужно сделать, пошагово. Если продавец в итоге отказывается удовлетворить требования, гражданин может обратиться в наш консультационный пункт, где помогут составить исковое заявление. Также мы можем предложить продавцу добровольно урегулировать спор. Чаще всего так и происходит. Отмечу, что за прошедший год в консультационном пункте Талицкого филиала Центра гигиены и эпидемиологии в Свердловской области для граждан Камышловского района проведено 18 консультаций, все они касались торговли непродовольственными товарами.
– А судебные разбирательства были?
– Да, был один случай. В конце 2022 года поступило обращение от жителей Камышлова на отсутствие информации для потребителей в пункте приёма металлолома. Их доводы подтвердились: на здании пункта не было вывески с наименованием организации, режимом работы и адресом. Внутри наши специалисты также не обнаружили информации ни об условиях приёма лома, ни о ценах. Мы выдали предостережение и рекомендации об устранении нарушений в адрес юридического лица. Ответа не получили и вышли с иском в суд. Он был удовлетворён, нарушения устранены.
– В течение какого срока вы рассматриваете обращения?
– Согласно федеральному закону № 59, этот срок составляет 30 календарных дней. Он не может быть больше. А чаще всего ответ мы даём гораздо быстрее – просрочек не допускаем. Пользуясь случаем, хочу предупредить: если проблема находится в ведении Роспотребнадзора, не стоит направлять одно и то же обращение в разные инстанции. Часто бывает, что гражданин по одному и тому же поводу пишет нам в Талицу, в наше областное управление в Екатеринбурге, в прокуратуру, в правительство, депутату, ещё кому-то, а в конечном итоге все эти письма всё равно оказываются у нас. Поэтому достаточно направить одно письмо на наш почтовый адрес либо на электронную почту.
– А какие, к примеру, проблемы оказались вне вашего ведения?
– За прошлый год нам поступили три обращения, касающиеся сферы ЖКХ. Речь шла о неправомерных начислениях платы за коммунальные услуги. Все они перенаправлены в Государственную жилищную инспекцию по Восточному управленческому округу.
Ещё пример: были жалобы на обработку полей пестицидами. Всего их поступило пять, но некоторые опять же дублировались, по сути, это два обращения. Одно – от жителей деревни Борисовой. По их мнению, пестицидная обработка, проводимая местным сельхозпредприятием, может привести к падежу птицы и гибели пчёл, а также попаданию вредных веществ в реку. Воздействие пестицидов на домашних животных и насекомых – это компетенция Россельхознадзора, они свои мероприятия проводят. А по поводу возможного загрязнения водоёмов нами было вынесено предостережение. Организация ответила, что в следующем сезоне будет ставить предупреждающие информационные щиты в местах обработки.
Второе обращение поступило из села Скатинского. Жители жаловались на нарушения со стороны крестьянско-фермерского хозяйства: сильный запах препаратов и, как следствие, – плохое самочувствие. Мы провели выездное обследование и установили, что пункт для заправки техники пестицидами владелец хозяйства разместил слишком близко к жилым домам. Согласно требованиям, он должен был соблюсти расстояние не менее 300 метров от жилья. Наше предостережение предприниматель принял к сведению, посмотрим, что будет в следующем году. Необходимо отметить, что конкретного вреда здоровью потерпевшим не установлено: в больницу люди не обращались. В противном случае была бы внеплановая проверка, согласованная с прокуратурой и с привлечением нарушителя к ответственности.
– Кроме ответов на жалобы граждан, вы проводите и плановые проверки?
– Да, это часть нашей работы, но как раз в прошлом году правительство РФ ввело ограничения, большинство плановых проверок было исключено, а внеплановые проводились только по поручению правительства и касались организации питания в школах. Подробно об этом написано в постановлении № 336 от 10 марта 2022 года.
Этот документ, однако, не запрещает нам проводить надзорные мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, то есть выездные обследования и наблюдения. За отчётный период на территории Камышлова и района было 13 таких мероприятий.
– Расскажите подробнее, как это происходит?
– К примеру, гражданин сообщил нам, что в таком-то магазине он приобрёл просроченные продукты питания. Или в этом магазине грязно. В рамках обращения мы составляем приказ о проведении выездного обследования без взаимодействия. Никого не извещая, приходим в этот магазин и фиксируем – чаще на видео, так как с ним проще доказать нарушение. Озвучиваем дату, время, кем осуществляется осмотр, и всё, что видим по существу обращения. К примеру, если речь идёт о просроченном сыре, то проверять колбасу мы уже не в праве, если, конечно, нет каких-то явных, видимых нарушений. На месте составляем протокол осмотра, затем акт проверки, который направляем контролируемому лицу. Если нарушение выявили, то выносим ещё и предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и также направляем его предпринимателю вместе с видео или фото. Даём ответ заявителю.
В случае с наблюдением мы заходим на интернет-ресурс контролируемой организации и смотрим, какая информация имеется. Составляем аналогичные документы. Так, в прошлом году в ходе наблюдения выявлены существенные нарушения на сайте одной из частных стоматологий: отсутствовала информация о лицензии, об условиях, порядке и форме предоставления услуг, а также их оплаты, об уровне профобразования и квалификации работников, режиме работы и ещё ряд сведений. В ответ на наше предостережение юрлицо нарушения устранило.
Отмечу, что в настоящее время приоритетным направлением для нас является не только надзор и контроль, но и профилактика: консультирование и беседы. За прошедший год на территории Камышлова и района мы совершили шесть профилактических визитов по поводу оказания гостиничных услуг и общепита, а также торговли продовольственными товарами. Тем самым мы стараемся стимулировать добросовестное соблюдение обязательных требований.
– Спасибо за беседу, Оксана Анатольевна.
К сведению
Почтовый адрес Талицкого отдела управления Роспотребнадзора по Свердловской области: 623640, Талица, ул. Красноармейская, 32. Электронный адрес: Mail_14@66.rospotrebnadzor.ru
Фото из архива Талицкого отдела управления роспотребнадзора.
На фото. Специалист-эксперт С.Н. Берсенёв и лаборант Н.В. Старкова проводят замеры уровня шума от промышленного предприятия на улице Жукова в Камышлове. Значения оказались в пределах нормы.
© Редакция газеты «Камышловские известия»