Воспоминания о фронтовом пути, рассказанные ветераном Великой Отечественной войны Павлом Николаевичем Шебалиным, принесли в редакцию его родственники. Сегодня публикуем их в сокращении. К сожалению, Павел Николаевич не дожил до наших дней. Но его записи дороги и необходимы родным и нам, его землякам.
41-я стрелковая бригада, сформированная в городе Татарске Новосибирской области из курсантов Томского пехотного училища и резервистов, прибыла на фронт и вступила в боевые действия в декабре 1941 года. Наш путь начался от города Дмитров и пролегал на Волоколамском направлении через города Яхрому, Клин и близлежащие деревни.
Ещё на пути к фронту колонна была обстреляна немецким самолётом и понесла потери. Нашей ротой командовал лейтенант Больман – участник боёв под Халхин-Голом, награждённый медалью «За отвагу». Я в то время был снайпером.
Зима была снежная и морозная. Проходили через дотла сожжённые населённые пункты, где вместо строений только местами сохранились русские печи и дымоходные трубы. Мы видели, насколько коварным был враг, которого надо было во что бы то ни стало отогнать от Москвы. Перед населённым пунктом Плаксино наша рота сосредоточилась на опушке берёзовой рощи. Противник, заметив передвижение, стрелял из миномётов и пулемётов. Начался бой. Впереди – открытая местность, глубокий снег, но бойцы были полны решимости победить врага.
В этом бою был тяжело ранен мой сокурсник по Томскому пехотному училищу (ТПУ) Сидоров, убит Алексей Суховцев, санинструктор Наташа. Не хватало умения воевать, несли потери, но бой был выигран. В боях под Бренево я впервые был ранен и отправлен сначала в Москву, в эвакогоспиталь, расквартированный в зданиях Тимирязевской академии, а оттуда в госпиталь города Меленки Ивановской области.
После выздоровления меня направили в 208-й запасной полк в Кратово, под Москвой, откуда в составе пополнения я выбыл на фронт помощником командира стрелкового взвода. 3-й батальон, 5-я стрелковая дивизия, 586-й стрелковый полк. После боёв под Калыхманово и освобождения города Южнов наша часть была переброшена севернее, в район боёв под Красной Горкой и Красным Октябрём, с целью захвата плацдарма на правом берегу реки Угра. Шли упорные бои. Под Красной Горкой погиб командир батальона старший лейтенант Семиков. Командование принял начальник штаба батальона лейтенант Устинов. Овладели посёлком Красный Октябрь, перешли к обороне, так как вести дальнейшее наступление не было сил. Меня взяли в штаб.
На захваченный нами плацдарм выходили мелкие группы и одиночки из состава 33-й армии, ранее попавшей в окружение немцев. Плацдарм под Красной Горкой и Красным Октябрём имел важное значение для дальнейшего наступления наших войск, поэтому противник прилагал все силы, чтобы отбросить наши части на левый берег реки Угра. Ему удалось потеснить соседние полки (630-й и 730-й), после чего неоднократно пытался сбросить в разлившуюся весенним паводком реку и наш полк. К тому времени мы не имели достаточно сил для обороны, противник это знал и стал обходить нас с флангов. На командном пункте батальона пришлось занимать круговую оборону. Но подошедшая на помощь «Катюша» выстрелила по флангам, и атака врага захлебнулась, плацдарм был сохранён. Это был конец апреля 1942 года, а в первых числах мая наша часть была отведена на отдых и переформировку. Её сменила 50-я бригада.
На переформировании под Гомзиками стояли в лесу, 586-й стрелковый полк переименовали в 12-й гвардейский. В июле были проведены дивизионные учения – готовились к наступлению.
От ставки главного командования на наш западный фронт прибыл маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, под руководством которого в начале августа был осуществлён прорыв обороны противника. Сильнейшая артподготовка разрушила оборону врага на участке фронта нашего батальона, тем самым обеспечив успех операции. Оставшиеся в живых фашисты на переднем крае обороны были оглушены и парализованы и не могли оказывать серьёзное сопротивление. Линия обороны врага была прорвана, наш батальон продолжил наступление на Гжатском направлении. В бою под населённым пунктом Холмино я получил второе ранение, меня отправили в Арзамас. По выздоровлении часть младшего командноги состава отобрали и зачислили курсантами стрелково-миномётного училища Арзамаса, в числе которых оказался и я. Меня назначили старшиной роты.
В октябре 1943 года в училище прибыл командующий Московским военным округом генерал-лейтенант Артемьев. Сержантский состав вновь отобрали и направили в Москву, в училище имени Верховного Совета РСФСР. В январе 1944-го состоялся – сдали в Солнечногорске государственные зачёты, нам присвоили офицерские звания, выдали погоны и распределили по воинским частям. Так, вместе с И.И. Саловым из Сталинграда и Ударцевым (инициалы не помню) с Урала мы оказались в 27-м ОПРОС (отдельный полк резерва офицерского состава – прим. ред.), где нас переквалифицировали на командиров стрелковых взводов и направили в 307-ю Новозыбковскую дивизию 50-й армии 1-го Белорусского фронта. Здесь меня назначили командиром первого взвода отдельной воинской части, действовавшей в полосе наступления 1023-го стрелкового полка.
В бою за город Быхов Могилёвской области я был (уже в третий раз) тяжело ранен и эвакуирован в тыловые госпитали.
По выздоровлении, будучи ограниченно годным к военной службе, я был направлен в резерв Уральского военного округа. Дальнейшая служба проходила на разных должностях в запасных частях на Урале (Чебаркульские и Еланские лагеря), где готовили пополнение для воинских частей, участвовавших на фронтах войны.
День Победы над Германией встретил в поезде под городом Нижнеудинск, сопровождая эшелон с людьми на Дальний Восток. В конце декабря 1945 года с ограничением годности уволен в запас.
Подготовил Илья ЗЫРЯНОВ
На фото. Памятное фото с фронта. Павел Николаевич Шебалин слева. Арзамас, 20 апреля 1943 года.
Сын ветерана Геннадий Павлович Шебалин написал стихи, которые посвятил всем сражавшимся за Родину:
Ветераны войны, той тяжёлой войны ветераны,
И утрат, и тревог вы познали сполна.
Вы себя не щадили на благо России,
Отстояли страну и огромной ценой Ленинград.
Ветераны войны, это вы в медсанбате,
Подлечившись немного, снова рвалися в бой.
Вы Россию родную от врагов защищали,
И, по-моему, каждый из вас – наш герой.
Ветераны войны, сколько вашего брата
Полегло на дорогах проклятой войны,
А порою, бывает, болят ваши старые раны, солдаты,
Вспоминая тяжёлые, трудные годы войны.
Ветераны войны, это вы в сорок пятом
Те знамёна врагов побросали в Москве.
Чтит народ ваше скромное имя «солдаты»,
Дай вам бог подольше пожить на этой Земле.
© Редакция газеты «Камышловские известия»