Волшебная музыка к русским сказкам
«Без музыки трудно представить себе жизнь человека, – говорил композитор Дмитрий Шостакович, – без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна».
Музыка занимает в нашей жизни большое место. Ни один праздник, ни одно важное торжественное событие не обходится без неё. Весёлая музыка доставляет нам удовольствие, развлекает, серьёзная – заставляет задуматься. Звуки музыки оказывают целебное действие на организм человека. Это хорошо знали ещё жители Древней Греции, Древнего Рима и восточных стран. Знаем и мы, постоянные слушатели виртуального концертного зала, который действует при городской библиотеке.
Порой идёшь на концерт с головной (и даже зубной – проверено на себе) болью, а возвращаешься будто помолодевший, с хорошим настроением, и боль утихла.
Вот уже 10-й сезон камышловцы имеют счастье смотреть и слушать концерты, транслируемые из Свердловской филармонии. Это и классическая музыка, и романсы, и музыкальные моноспектакли, и концерты для детей. К примеру, 2 декабря в 15 часов был концерт для всей семьи, где предполагалось присутствие взрослых и детей. Но, к большому сожалению, на таких концертах детей бывает в лучшем случае, один-два человека.
О том, что это является для Камышлова проблемой, писали в газете ещё пять лет назад, но дело с мёртвой точки не сдвинулось. Как и всегда, слушателями были в основном люди далеко не молодого возраста. Нашему недоумению не было предела. Ведь название концерта говорило само за себя: «Волшебная музыка к русским сказкам».
Сразу скажу, что концерт был замечательный. На таких концертах всегда есть ведущая, которая рассказывает о музыкальных инструментах и произведениях, на которые была положена музыка.
В этот раз мы вместе с ведущей побывали на экскурсии в Зазеркалье, то есть в закулисье, где творят чудеса волшебники.
Прозвучала увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила», но перед этим ведущая рассказала – что такое увертюра. Она подготавливает слушателей к предстоящему действию. И уже с первых звуков стало ясно, что в опере звучит тема борьбы и любви.
Великим сказочником в русской музыке был Николай Андреевич Римский-Корсаков. Из его 15 опер девять созданы по сюжетам русских сказок и легенд.
В 1899 году, в год столетнего юбилея великого русского поэта Пушкина, перед гением которого Римский-Корсаков преклонялся, он написал оперу «Сказка о царе Салтане». В красочных звуках оркестра возникают образы пушкинской сказки. Перед нашим воображением предстала картина сказочного города Леденца, в котором находятся три чуда. Чудо первое – белочка, что грызёт золотые орешки. Для характеристики этого чуда Римский-Корсаков использовал русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». Её «присвистывает» самый высокий оркестровый инструмент флейта пикколо (маленькая флейта).
Чудо второе – 33 богатыря. В музыке слышится грозный шум морского прибоя и выходят на берег богатыри, чтобы охранять город.
Чудо третье – прекрасная царевна-Лебедь. Музыка рисует чудесное превращение Лебедя-птицы в красавицу-царицу. Льётся чарующей красоты мелодия струнных инструментов, похожая на перезвон колокольчиков.
Балет Чайковского «Щелкунчик» – это сказка о высокой любви, о борьбе с силами зла. Смелая девочка спасает уродливого Щелкунчика от полчищ мышиного короля. Деревянный Щелкунчик превращается в прекрасного принца и под радостную музыку ведёт её в волшебное царство феи Драже. Именно танец феи Драже и прозвучал в концерте.
Затем – симфоническая сказка «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского, пляска скоморохов к весенней сказке Островского «Снегурочка», марш из оперы Прокофьева «Любовь к трём апельсинам».
Очень жаль, что на таких концертах не бывает детей. Напрашивается вопрос: почему? Ясно только одно – объявления в газете о предстоящем концерте недостаточно. Далеко не все читают и выписывают газету. Думаю, что специалистам библиотеки надо заранее сообщать в музыкальную школу, Дом творчества, ЦКиД о предстоящем концерте, чтобы там повесили объявление и, самое главное, чтобы педагоги мотивировали детей на посещение таких концертов. Это просто преступление не посещать детские концерты, причём совершенно бесплатно и в шаговой доступности, в отличие от детей, сидящих в зале филармонии.
Но и это ещё не всё. У нас явное преимущество перед филармоническим залом в Екатеринбурге. Ну что они видят там из зала? Спину дирижёра и первый ряд музыкантов. Мы же видим всё: крупным планом лица музыкантов и дирижёра, все инструменты, о которых раньше и не слышали. Видим зрителей в зале и их реакцию на музыку. Вот и на прошедшем концерте я узнала и увидела челесту. Да, не новый инструмент, но мне неизвестный. А флейта пикколо? Думала, что все флейты одинаковые – трубочка. Вот уж истинная правда, что знать всё невозможно, но очень хочется, потому что это интересно!
Я очень счастлива, что в Камышлове есть такой концертный зал, где нас знакомят с прекрасным миром музыки!
Светлана САДОВСКАЯ
© Редакция газеты «Камышловские известия»