У камышловской земли богатая история. Время от времени на страницах газеты мы возвращаемся к событиям Гражданской войны. На этот раз вспомнить начало 1920-х годов нас заставило письмо из Зеленогорска Красноярского края, поступившее в Камышловский военкомат и редакцию газеты.
В нём уроженка нашего района Нина Николаевна Гришан (Пачина) просит помощи в поиске родственников рода Кондратьевых. О себе рассказывает, что родилась в 1946 году в селе Казанково. Восьмой класс оканчивала в школе № 1 Камышлова, затем училась в Волчанском кулинарном училище и получила распределение в Красноярск-45 (Зеленогорск).
В военной форме – командир красноармейского отряда Пётр Георгиевич Кондратьев, перед ним сидит его жена Антонина Фоминична, рядом с ней – его мама. Слева от него стоят его родственники
Шла Гражданская война, армия Колчака была уже на Урале. В Камышлове срочно создавался заградительный отряд для оказания сопротивления его армии. Командиром отряда был назначен Пётр Георгиевич Кондратьев, мамин папа и муж моей бабушки Антонины Фоминичны Кондратьевой. У них были дети: сын Коля (6 месяцев) и дочь Евгения (3,5 года), моя будущая мама.
Через несколько дней в деревню пришли белые. Согнали жителей на площадь, а Антонину Фоминичну с детьми как семью командира вывели на расстрел. Маленький Коля – на руках, Евгению вела за руку. Видя такое, народ оцепенел, но спас положение зажиточный сосед. Он загородил Антонину Фоминичну с ребятишками и закричал: «Причём тут семья? Это неладно! Сегодня вы их расстреляете, а завтра придут красные и будут убивать наши семьи!» Народ ожил, зашумел, создался митинг. Люди оттеснили бабушку за спины, к огородам, подсказывали: «Уходи, беги!» Так и уползла-убежала бабушка.
Скрывалась от белых до прихода Красной Армии. В деревню было нельзя. Помогали жители деревни, подкармливали. Детей бабушка спасла, а сама вернулась в деревню тяжело больной. О судьбе мужа долго ничего не знала. Когда окончательно установилась Советская власть, Антонину Фоминичну пригласили в сельсовет и сообщили, что отряд Петра Кондратьева тогда дошёл до Сухого Лога и принял бой с передовыми частями Колчака. Весь отряд погиб.
Семье погибшего Советская власть назначила достойную пенсию. Мама говорила, что на эти деньги они каждый месяц могли купить какую-то живность в хозяйство, но здоровье Антонины Фоминичны было сильно подорвано, и большая часть пенсии уходила на лечение. Ушла из жизни в 42 года.
Моя мама окончила два класса, и больше в школу бабушка её не пустила, ссылаясь на то, что ей работы хватит по хозяйству. Пенсия за папу помогла выжить им в голодные годы.
Потом была Великая Отечественная война. Сын Коля рано женился, и перед войной у него уже были две дочки. Он был призван на фронт, но сначала окончил курсы политруков. В боях был тяжело ранен. Раненых погрузили в машины для отправки в тыл, но случился вражеский налёт. Об этом рассказал сослуживец-земляк, который после войны навестил семью Николая. После бомбёжки он так и не нашёл бойца Кондратьева. Погиб Николай под Смоленском.
Если обнаружите какие-то неточности в фактах, извините. Мама помнила отца, а всё остальное она рассказывала со слов своей мамы, моей бабушки Антонины Фоминичны. Мама ушла из жизни в 88 лет.
Пожалуйста, сообщите мне, существует ли братская могила, где захоронены останки солдат отряда Петра Кондратьева. Мама рассказывала, что их было немного, и все они были из Камышловского района. Я ничего не знаю о семье деда, его происхождении. Может, жив его род? Может, осталась какая-то память у старшего поколения, и что-то передано молодым? Хотела бы низко поклониться на могиле павшим красноармейцам. В июне-июле 2021 года будет 100 лет со времён тех событий, гибели Петра Георгиевича и его отряда. Светлая память им».
Уважаемые читатели! Если вы располагаете информацией о предках и родственниках красноармейца Петра Георгиевича Кондратьева, обращайтесь в редакцию по телефонам 8 (34375) 2-04-84, 2-19-30 или в Камышловский военкомат по телефону 8 (34375) 2-34-34.
Подготовил Сергей ОЗОРНИН
© Редакция газеты «Камышловские известия»