Картинки с выставки.
В детской художественной школе прошла выставка картин одного из самых именитых, разноплановых и интересных уральских художников – Виталия Воловича.
«Мечты о любви. Ирландские саги»
Виталия Воловича мы знаем в первую очередь как графика и иллюстратора. Его рисунки к сказам Бажова знакомы всем с детства. Иллюстрации к «Кладовой солнца» одобрил сам автор М.М. Пришвин. А кроме того, есть ещё «Отелло», «Ричард III» Шекспира, «Тристан и Изольда» и многие другие книги, которые иллюстрировал мастер.
В художественной школе экспонировались очень непростые работы художника. Так просто и сразу их не поймёшь. В каждую нужно долго вглядываться, чтобы увидеть, как из бесконечного множества деталей, штрихов, игры света и тени, чёрного и белого «вырисовывается» идея.
«Волки над трупом воина» и «Нашествие викингов» в мотивах исландских саг, рядом – «Гунны», «Мечты о любви» и «Поющий скальд» – герои уже ирландской саги. А ещё много непростых «цирковых» работ: «Клоун ловит бабочку», «Клоун прыгает через ослов», «Ослы на лестнице»… Когда читаешь о Воловиче, часто встречаешь информацию о том, что художник очень любил цирк. Вглядитесь в «Музыкального эксцентрика», и вы эту любовь почувствуете.
Что касается техники исполнения, здесь слово – профессионалу, директору ДХШ А.Е. Гурину:
– Выставленные образцы достаточно сложны для восприятия. Художник разрабатывал тему Средневековья, брал сложные для понимания сюжеты. Здесь представлены офорты, это техника выполнения изображения на листах металла, которое затем вытравляется при помощи кислот и заполняется краской. Волович пользовался такими материалами, как гуашь, акварель, литография и гравюра по картону (технология, за которую он получил серебряную медаль в Лейпциге), и везде он добивается мастерства чрезвычайного.
Он очень любил работать, и дни, которые проводил не в мастерской, считал потерянными. Неслучайно, наверное, прожил 90 лет. Обратите внимание, как сложно художник работает со штрихом, как добивается тонального многообразия, как делает пространственные переходы форм из одной в другую, как работает с фактурой, с линией, какая смелая композиция, как передано движение. Пользуясь контрастными образами добра и зла, чрезвычайных чудищ и несчастных людей, он сплетает их в какую-то фантасмагорическую, очень сложную композицию, которую можно рассматривать и рассматривать.
Ещё Андрей Евгеньевич рассказал про свою встречу с мастером и о неожиданной находке обрывка эскиза Воловича с изображением камышловского пейзажа.
Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Виталий Волович. «Война». Центральная часть триптиха из серии Б. Брехт «Страх и отчаяние в III империи».
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Не всем дано понять смысл картин