В этом году мы празднуем 75-летие Великой Победы. Память о тех страшных годах, о подвиге отцов и матерей живёт в наших сердцах. В России нет дома, куда бы ни постучалась война – она смотрит со старых фотографий, оживает в строчках пожелтевших писем, звучит в рассказах ветеранов. Но ветераны уходят. Всё меньше и меньше тех, кто сам пережил войну: воевал на фронтах Великой Отечественной и работал в тылу, кто пережил блокаду, голод, окопы, смерти родных и близких. Наш долг – помнить о подвиге отцов и матерей и рассказать о нём детям и внукам.
Камышловцы потеснились, ленинградцы научили выпускать фарфор
История завода «Урализолятор» типична для большинства уральских предприятий. Он образован 15 августа 1941 года на базе эвакуированного из Ленинграда завода «Пролетарий», размещён на площадях Камышловского диатомитового комбината.
Численность работающих в год основания предприятия составляла 174 человека. В 1942 году было выпущено электротехнического фарфора 98,5 тонны, а численность на 1 января 1943 года составила 542 человека. До наших дней дожили единицы тех, кто строил завод, осваивал технологию выпуска электротехнического фарфора, кто работал в те трудные военные годы. Многое они могли бы рассказать нам, но увы…
И всё же память человеческая хранит и плохое, и хорошее. Последнего, пожалуй, больше. Эти люди выстояли во время войны, дали своему заводу жизнь и развитие. И завод их тоже не забывает. В материалах заводского музея есть информация о том, как ленинградцы обучали девчонок, в основном молодых, премудростям выпуска изоляторов. Уральцы быстро учились новому. Прибывших работников из Ленинграда камышловцы принимали как могли. Под квартиры отдали школу, горожане потеснились и выделили несколько частных домов и квартир.
Эвакуированные из Ленинграда специалисты и рабочие терпеливо учили камышловцев своему непростому делу. У коллектива завода были одни цели и задачи: быстрее наладить производство и выдавать качественную продукцию, которая шла не только для энергетики, но и на нужды фронта – это детали для радиосвязи на самолётах, подводных лодках, танках. Изготавливались и другие детали для боевых самолётов.
В 1941 году на завод приняты в основном подростки для выполнения подсобных работ. Их направляли на лесозаготовки, на реконструкцию и строительство цехов. По мере окончания реконструкции здания и установки оборудования их переводили в цехи. Но и здесь не было лёгкого труда – преобладал ручной труд. Продукция по всей технологической нитке перемещалась вручную.
Квалифицированных работников по выпуску изоляторов не хватало. Ленинградцы приложили немало труда и терпения для того, чтобы научить уральцев умению выпускать фарфор, освоить технологию производства.
Уральцы всегда умели работать, не боялись трудностей, но и ленинградцы вносили в коллектив дух особой организованности, стойкости и мужества, каждый день доказывали, что значит трудолюбие, идейность и выдержка. Именно они заложили славные традиции, которые не растеряны до сих пор.
Сладкая премия
Бригадир первой комсомольско-молодёжной бригады, оправщик керамических изделий Прасковья Холкина
Валентина Булатова-Толщина стала намотчицей, в 1943 году Нина Меньшенина – подносчик товара. У всех у них в семьях кто-то был на фронте, и они трудились по-фронтовому, помогая побеждать фашистов.
На заводе в 1942 году была создана первая комсомольско-молодёжная бригада, которую сначала возглавила Лидия Рыжова, позднее – Прасковья Холкина. Из воспоминаний П. Холкиной: «За хорошую работу нам давали, помимо карточек, по пирожку. На рабочую карточку в день полагалось по 800 граммов хлеба. Стоишь у станка и видишь: идёт мастер Евдокия Локатко с корзиной пирожков. Стоишь и гадаешь: даст или не даст съедобную «премию». Если этой чести удостоишься, радость охватывала великая. Время было лихое, но мы умели радоваться малому. И эти военные пирожки мы будем вспоминать до конца своей жизни».
В 1942 году в цехе трубчатых сопротивлений была создана ещё одна комсомольская бригада. В её состав вошли Кира и Галина Мироновы, Анна Новикова, Зинаида Дедюхина, две Екатерины – Локосова и Мельникова, Маргарита Мостовщикова. Возглавила бригаду Мария Васильевна Галиулина. Бригада в 1944 году была признана победителем соревнований и удостоена Почётной грамоты ЦК комсомола. Все её члены получили денежные премии, одинаковые костюмы и отрезы ткани на платья. Бригады Холкиной и Губиной получили звание стахановских бригад.
Работать в военные годы было тяжело, голодно, но девушки самоотверженно трудились по 10-12 часов, при необходимости ездили на лесозаготовку, шли на разгрузку вагонов с сырьём и брали на себя повышенные обязательства.
Из воспоминаний бригадира комсомольско-молодёжной бригады Лидии Рыжовой: «Наша бригада состояла из девушек, в основном новичков, впервые пришедших на завод. Часто, собравшись после работы, мы мечтали о высокой производительности труда, обсуждали статьи газеты «Комсомольская правда», в которых рассказывалось о работе комсомольско-молодёжных и фронтовых бригад. В начале 1944 года я предложила девочкам объявить нашу бригаду фронтовой. Моё предложение все поддержали. Было решено сначала добиться выполнения норм выработки всеми членами бригады. Наша бригада стала систематически перевыполнять задания.
В период подготовки к юбилею комсомола мы добились высоких показателей в своей работе. Наша бригада стала одной из лучших на заводе «Камизолятор». Первенство в соревновании мы удерживали в течение длительного времени. Добились того, что восемь девушек-комсомолок, работая на любой операции, давали полторы-две нормы. На сверловке, например, должны работать двое, а наша стахановка Прасковья Гаврилова справлялась одна, выполняя дневную норму на 300-400%.
Хорошо работали Вера Мадолая, Вера Толстикова, Аня Клементьева. Эти девушки пришли на завод в 1943 году, быстро освоились и стали квалифицированными работницами. Или вот Тамара Кондратьева, перейдя с подсобных операций на основную, быстро освоилась и стала трёхсотницей и примером для всех. Девушки отдавали все свои силы на помощь доблестной Красной Армии, на то, чтобы приблизить час Победы над врагом».
В октябре 1942 года комсомольцы и молодёжь завода обратились к своим сверстникам с призывом построить самолёт имени Зои Космодемьянской. Они писали в своём обращении: «Чтобы приблизить радостный день Победы, необходимо, чтобы Красная Армия получила в достаточном количестве боеприпасы, танки, самолёты, чтобы как можно быстрее освободить нашу землю от проклятого зверя. Отчисляем однодневный заработок на постройку самолёта имени славной дочери нашего народа и призываем последовать нашему примеру». Письмо подписали секретарь комиссии ВЛКСМ Фалалеева, штамповщики Темерев, Галиулина, Толстова, токарь мехцеха Пахотин.
Движение «двухсотников»
Осенью 1942 года шли тяжёлые бои в Сталинграде. Фарфористы с тревогой читали в газете и слушали по радио о положении на фронте и делали всё для того, чтобы своим трудом помочь героическим защитникам Родины. С особой силой развернулось предоктябрьское соревнование. Молодые формовщики Половников и Шишкина, встав на сталинскую вахту, выполняли дневные нормы свыше 200%, на 250% работала сверловщица Гаврилова. За ней тянулись чистильщики Петрова и Захарова. Небывалых темпов достигла 19 октября 1942 года чистильщица Мария Васильева, выполнив сменное задание на 324%. Стали давать сверхплановую продукцию Готовко и Хропач.
Ещё никогда не было такой борьбы за первенство в соревновании, как в ту холодную осень 1942 года. Стахановский труд передовиков мобилизовал на перевыполнение производственных заданий всех рабочих завода. Так, садчицы Раиса Евдокимова и Зоя Орефьева заключили договор с соседками по цеху Марией и Агафьей Ильиных и из ряда середнячков перешли в победители. 29 октября 1942 года их выработка составила 240%, а подруги остались далеко позади.
Штамповщица Зинаида Григорьева, взяв повышенные обязательства, стала наращивать темпы, и 28 октября её выработка составила 179%, а 29 октября уже 192%.
На заводе развернулось движение «двухсотников». И первыми в галерее героев оказались Мария Васильевна Галиулина, Анна Новикова, Лариса Казанская, Мария Смирнова, Иван Косенков, Августа Устьянцева.
Движение «двухсотников» быстро перерастало в движение «четырёхсотников». Рабочие стали давать за смену выработку в четыре раза больше нормы. Это были М.Х. Шапошникова и П.М. Петрова, а за ними тянулись и остальные. Высоких показателей добивались Сазонов, Косенков, Чертовиков, Савич.
В ноябре на заводе развернулась борьба за получение красного флажка к станку. Образцы стахановского труда показала фронтовая бригада. Её члены – Яковлева, Белозерова, Маменко и Петрянис – выполняли дневные нормы на 150-200%, а работница Сенцова дала 272%.
В годы войны многие стали героями труда. Эти люди не получали правительственных наград. Они просто самоотверженно трудились на производстве, не уходили из цехов сутками, иногда спали у станков, потому что через несколько часов опять нужно было встать на трудовую вахту.
Результаты труда – ошеломляющие
Созданные фронтовые бригады дали возможность резко повысить производительность труда. Через полгода после их создания результаты были ошеломляющие, и это движение подхватили все трудовые коллективы города.
В цехах, где трудились члены фронтовых бригад, уже не было фарфористов, выполняющих дневные нормы ниже 110%. Наилучшие показатели имели Лаврова, Белозерова, Варенцова; стахановским трудом на заводе прославились Иванова, Артамонова, Нина Яковлева, П.М. Петрова, М.П. Васильева, молодые рабочие, члены бригады под руководством Нади Потаповой.
Уральцы не боялись трудностей, но и ленинградцы вносили в коллектив дух особой стойкости и мужества
Позднее ветераны добрым словом вспоминали Р.Я. Бискину – худенькую на вид женщину, но с очень сильным характером. Она сутками не уходила из цеха и всё делала для того, чтобы завод быстрее стал на ноги, окреп.
В конце ноября на заводе состоялось собрание, на котором рабочие решили закончить выполнение годового плана к 20 декабря. План фарфористы выполнили успешно, дав сверх плана не одну сотню изделий. Инициатором новой волны соревнований стал коллектив цеха во главе с Р.Я. Бискиной. Рахиль Яковлевна предложила о достигнутых результатах рапортовать лично Сталину. Все поддержали это предложение. И соревнование разгорелось. Самоотверженно трудилась и сама Р.Я. Бискина, мобилизуя примером подчинённых.
Призыв о досрочном выполнении годового плана, сделанный Р.Я. Бискиной, поддержал цех Н.Ф. Князева. В сталинской вахте участвовали сотни фарфористов. Воспаленные глаза и усталый вид были в те дни у Ларисы Казанской. Девушка три смены не покидала цеха. Её примеру последовали Ольга Бирюкова, Антонина Гензелева, Валентина Ярцева и другие женщины. Две-три нормы – вот показатели рабочих в те дни.
Очень важный заказ со сроком исполнения 5 декабря получил тогда молодой работник Александр Ульянов. Обдумав всё и рассчитав, молодой человек сказал: «Сделаю к 3 декабря». И слово своё сдержал.
На 230, 250, 270% работали, встав на сталинскую вахту, заводчане Васильева, Сенцова, Галиулина, Косенкова, Михайлова, Устьянцева. А М.Х. Шапошникова ежедневно выполняла норму выработки на 430-450%, таких же результатов впервые добились работницы Васильева и Болотова. Формовщик И.С. Сазонов за ударный труд был награждён грамотой «Отличник производства».
Вдохновляла личным примером
В августе 1943 года на митинге было решено работать по-фронтовому, а это значит, давать больше продукции фронту. Здесь же большинство цехов заключили между собой договор, взяв на себя повышенные обязательства.
За хорошую работу давали, помимо карточек, по пирожку. Если этой чести удостоишься, радость охватывала великая, мы умели радоваться малому
Ольга Васильевна Ерушковская, Лидия Виссарионовна Нефедова и Николай Алексеевич Болохов ежедневно перевыполняли нормы выработки и служили образцом для всего коллектива.
О.В. Ерушковская к концу войны в цехе армировки на заводе проработала уже 12 лет, потому что пришла на производство ещё в Ленинграде. Её немного испугали многолюдность и шум. Однако это продолжалось недолго, скоро Ольга Васильевна освоилась, полюбила свою работу, завод. Стала квалифицированным работником, её с уважением называли стахановкой. В тяжёлые годы войны продолжала работать в Камышлове. В цех приходили большей частью девушки, впервые увидевшие производство. Они робко жались возле стенки, не зная, как вести себя, пугаясь незнакомой работы. И вот тут-то Ольга Васильевна показала себя как наставник. С умением, свойственным опытной труженице, любящей матери, она приучала девчат-новичков к работе, последовательно передавала им все свои приёмы труда, рассказывая, как лучше взять заготовку, поставить изолятор, организовать своё рабочее место. Одновременно следила за дисциплиной девчонок, стараясь, чтобы они были не только отличными производственниками, но и дисциплинированными работниками. Ольга Васильевна – первая помощница мастера и начальника цеха, который в марте 1945 года получил переходящее Красное Знамя за перевыполнение месячной программы.
Ни тяжесть эвакуации, ни потеря родных и близких не сломили эту женщину. Два сына ушли на фронт, с Ольгой Васильевной осталось ещё двое. Один тоже пошёл работать на «Камизолятор», а младший учился в школе.
О.В. Ерушковская поспевала сделать всё по дому, раньше всех прийти в цех, участвовать в заводских собраниях и принимать участие в решении производственных вопросов.
Апрель 1945 года, близилась к концу война. Шли последние очень ожесточённые бои в Берлине, а работники начинали перестраиваться на мирный труд. На заводе были приняты обязательства в честь Первомая: выпустить в апреле 67 тонн фарфора, снизить себестоимость против 1944 года на 12%, дать за март и апрель не менее 50 тысяч рублей экономии за счёт внедрения рацпредложений, организовать две новых комсомольско-молодёжных бригады, образцово подготовить посевную кампанию индивидуальных огородников, для чего изготовить достаточное количество лопат, граблей и другого инвентаря, организованно провести сев в подсобном хозяйстве, обеспечив посевную площадь необходимым материалом и инвентарём.
У людей появилось ощущение мира и спокойствия, и свой труд они посвящали другим целям и задачам – восстановлению народного хозяйства, его дальнейшему развитию и движению к новой жизни. Работники «Камизолятора» показывали примеры высочайшей производительности труда. Жизнь продолжалась…
Светлана ЛОСКУТОВА.
Фото из архива «Камизолятора».
На фото. Коллектив участка трубок. В первом ряду третья слева Анна Новикова, во втором ряду первая слева Мария Галиулина, в третьем ряду первая слева Кира Миронова, третья слева – Валентина Толщина.
© Редакция газеты «Камышловские известия»