Почётный железнодорожник Александр Некрасов – о строительстве первых пятиэтажек в Камышлове
«Опять железнодорожник, даже в День строителя», – возмутится наш читатель. А мы добавим – в этом выпуске он ещё и не один. Исторически так сложилось, что железная дорога играет очень важную роль во многих сферах жизни Камышлова. К примеру, 30-40 лет назад она курировала многоэтажную застройку города.
Накануне Дня строителя Александр Некрасов зашёл в детский сад № 170, здание которого возводили под его руководством.
Заниматься этим ему приходилось на общественных началах, в свободное от основной работы время и даже не имея специального строительного образования.
Дали зелёный свет
По словам Александра Дмитриевича, железная дорога в те годы представляла собой государство в государстве, способное профинансировать крупные строительные проекты и развивая тем самым инфраструктуру города.
– Во-первых, наша администрация во главе с Борисом Витальевичем Чигриным дружно жила с начальником Тюменского отделения Свердловской железной дороги Юрием Евгеньевичем Смотриным и с высшим руководством дороги, – говорит А.Д. Некрасов. – У нас на железнодорожном отделении 27 станций, причём есть и крупнее Камышлова. Но зелёный свет на финансирование строительства был дан главе именно нашего города. Он очень много сделал в то время для Камышлова. В то время нам выделили место для ещё двух пятиэтажек и поликлиники на Контантиновке. Но в связи с реорганизацией СвЖД проект заглох.
Первой, как известно, выросла пятиэтажка Камышловского электротехнического завода – с номером 205 по улице Энгельса. Произошло это в январе 1969 года. Это был старт бурной (по тем меркам) застройки. Началось строительство по линии электрификации железной дороги – появились многоквартирные дома по Комсомольской, 21, Куйбышева, 8. Вагонники выстроили 27-квартирный дом в районе магазина № 10.
– Дальше мне кто-то подсказал, что Дом быта начал строительство по Ленинградской, 24, – вспоминает наш собеседник. – Нулевой цикл уже заложен, все коммуникации согласованы, но они были не в состоянии строить. И руководство города согласилось продать объект нам, потому что у них средств не было. В отделении дороги моё предложение приняли. Строительство продолжилось.
Методом народной стройки
Сам Александр Дмитриевич живёт в доме по Гагарина, 24 – это первая пятиэтажка Тюменского отделения железной дороги. Сюда он с женой и детьми переехал из трёхкомнатной коммуналки с общей кухней, которой довольствовался, живя на Карла Маркса, 53. Даже для начальника это была большая удача. А ведь сколько ещё рядовых работяг-камышловцев тогда стремилось улучшить свои жилищные условия.
– Людей задействовали из самых разных организаций, за работу им предоставляли квартиры, – говорит А.Д. Некрасов. – Желающих было много. Но не каждого отпустят с предприятия. К тому же была очерёдность. А ведь перед тем как строить многоэтажку, надо было расчистить площадку, а значит, убрать старые одноэтажные дома, людей куда-то отселить, произвести оценку. Кто-то соглашается, а кто-то нет. Помню, посреди квартала по Комсомольской, где сейчас построены кирпичные дома, ютилась пожилая женщина. Флягина была её фамилия. Я к ней захожу, а у неё всё на подпорках. Говорит мне: тихонечко ступайте, а то подпорка упадёт и потолок вас раздавит. Такая была избушка. А рядом две грядки виктории. Так надо было пересчитать каждый кустик, чтобы за каждый ей заплатили.
Среди объектов, возведённых Тюменским отделением железной дороги, – детский сад № 170. Один из четырёх запланированных тогда на всей СвЖД и один из двух, сданных в итоге в эксплуатацию. Возводило здание Тюменское строительное управление. Но на месте работы курировали А.Д. Некрасов и глава города Б.В. Чигрин.
– Мне тогда пришлось сотрудничать почти со всеми руководителями города, – говорит Александр Дмитриевич. – Особенно помогали Юрий Павлович Кунгурцев, СУ-4, ЭТЗ, вплоть до БурВодСтроя. Долго решался вопрос водоотведения – не было привязки к канализации. Нашли выход – списали цистерну 60-тонную, разобрали её, бочку погрузили на тягачи, согласовали маршрут по Советской, провезли её в сопровождении и установили в уголке со стороны металлозавода. И сейчас она там захоронена под прогулочной площадкой. Подключали тогда коллектив восстановительного поезда, их тягачи, краны. Обычная техника такую махину не брала. Благодаря слаженной работе детский сад сдали вовремя.
Пятачок под сваю
На рубеже 1980-1990-х годов руководство СвЖД выделило средства на строительство нового дома связи и двух жилых корпусов с адресом Свердлова, 48. Проектировал комплекс архитектор из Петербурга, бывавший в Камышлове один раз и вскоре уехавший в Израиль. Вот тут А.Д. Некрасову пришлось заняться стройкой вплотную.
– Когда на площадку для стройки приезжали изыскатели, то обнаружили на глубине 12 метров русло реки, – рассказывает Александр Дмитриевич. – Поэтому здания запроектировали на сваях. 286 штук по восемь с половиной метров каждой их туда забито. Каждую надо было выгрузить, где-то взять технику для этого – длинномер, кран, сваебойный трактор. Хорошо, наша автобаза меня ещё выручала. Под каждый пятак на каждую сваю я лично положил пять копеек – чтобы крепче держали. А сколько изменений нам пришлось вносить в проект. Мягкую кровлю заменили на скатную, чтобы не мёрзнуть зимой. Лоджии застеклили. Дома должны были быть с газовыми плитами. Ёмкости для базовых хранилищ газа поставляла Венгрия, и как раз тогда произошёл сбой поставок. Что делать? Опять поменяли проект – сделали электрические плиты. Долго искали подходящий колодец для естественного отвода канализационных стоков. Нашли, и всё равно пришлось строить КНС рядом. Сдали объект в 1994 году. Тяжело он нам дался. Но результат радует. Помню, из Донецка приезжали к нам коллеги за аппаратурой и спрашивали, как найти электротехнический завод. Москва их инструктировала: как заедете в Камышлов, увидите красивые дома из красного кирпича, значит, вам туда. В то время это были действительно самые приметные дома в городе.
Фото из архива Камышловского краеведческого музея.
На фото. Построена первая пятиэтажка в городе (ул. Энгельса, 205). Начато строительство дома № 209.
© Редакция газеты «Камышловские известия»