Далёкое – близкое
Не буду утверждать, что наш родительский дом самый старый в селе Никольском. Но он, скажем так, почтенного возраста. Наши родители Гаврил Николаевич и Ирина Дмитриевна Власовы купили этот дом почти 70 лет назад, и был он тогда далеко не новый, с подгнившей тесовой крышей, которую папа вынужден был сменить на шиферную – редкость в то время.
Помню, как загорелась первая электрическая лампочка. За этим священнодействием мы наблюдали с печки из-за занавески. А было нас шестеро: пять пацанов, я и ещё бабушка, которая всех нас и вынянчила. Такой компанией тесновато было в двух небольших комнатах, и папа пристроил, как сумел, маленькую кухоньку и прихожую.
По утрам мама часто пекла блины и кормила нас всех по очереди, а потом бежала на работу в школу. Когда она, бедная, всё успевала? И не знала я в жизни вкусней и краше тех блинов – румяных, тонких, как кружевные салфетки. А папа был отменным рыбаком и охотником, поэтому наше послевоенное детство не было голодным. А в остальном, как у всех – плохая одежонка, которую донашивали друг за другом.
Мы радовались, когда после бесконечной зимы наступала весна. Река наполнялась шальными талыми водами, увеличивалась в разы, подходила к дому. Ночами прислушивались, когда речка «тронется». Буйство стихии – шуршание льда, всплески выныривающих льдин – тревожно и радостно для детского сердца.
Наши родители встретились в 1938 году в селе Кочердык Челябинской области в школе, там и образовалась их семья. Трудностей хватало: папа – сирота, мамины родители жили в Ожгихе, помочь некому. А тут и война. В 1942 году папа получил ранение в руку под Сталинградом. О войне вспоминать не любил.
По окончании войны родители местом жительства выбрали Никольское. В школе папа преподавал математику, физику, был директором, потом председателем рабочкома в Камышловском совхозе, управляющим пятым отделением совхоза «Галкинский». Старшее поколение вспоминает его с уважением – он умел ладить с людьми.
Дом пережил обоих хозяев. 30 лет нет уже нашего любимого папы, 20 – мамы. Постарели и мы. Двух моих старших братьев также нет в живых. Самый младший погиб в 35 лет – авария на производстве, второй – три года назад, едва вышел на пенсию, сгорел за три месяца от болезни. Покрылась мхом крыша нашего дома. Не разливается, как прежде, матушка-Пышма. Не слушаем по ночам дыханье реки и мы. Дети и внуки наших дорогих родителей в общем-то состоялись в жизни, а правнуки шагнули дальше нас – получают высшее образование в академиях и университетах Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска, Рязани и Питера.
У всех нас просторные, уютные квартиры, но почему так щемит сердце, когда проходишь мимо этого неприметного, старенького строения. Ведь это – уголок нашего счастливого детства, где не было места ни зависти, ни корысти, ни злобе, а мы были юными, беспечными, любопытными, а самое главное – мы были здоровыми. Не потеряли любопытства к жизни и сейчас, в меру сил и возможностей интересуемся всем, что происходит вокруг.
А в доме живут незнакомые нам люди, звучат детские голоса. И пусть старенькие стены закроют их от дождя, ветра и жизненных невзгод, как спасали нас в том далёком невозвратном детстве.
Нина ПИМЕНОВА
На фото. Старенький дом Власовых на улице Набережной.
© Редакция газеты «Камышловские известия»