Галина ШИПИЦЫНА.
Про аномальную жару в нашем регионе сегодня говорят все и каждый. Однако есть территории, где дожди нет-нет да и выпадают, а есть такие, которым совсем не повезло. В их числе оказался и Камышловский район. В селе Куровском, где мы побывали на кормозаготовке у фермера Барамбая Мурзалинова, за всё лето прошёл только один дождь.
Май, июнь и больше половины июля солнце раскаляет почву и сушит то немногое, что земля смогла родить в это неурожайное лето. Засуха – страдание для почвы и растений и настоящее бедствие для земледельцев и животноводов.
Б.Н. Мурзалинов сдержан в комментариях, потому что ни словами, ни эмоциями ситуацию не исправишь:
– Когда в нашу сторону поворачиваете – будто в другую республику попадаете. Вы посмотрите, что на полях: зерновые взошли плохо, потому что первый и последний дождь был в конце июня. После него кое-что начало всходить. Если бы пролило ещё раз, зерновые бы поднялись, можно было бы убрать хотя бы зелёную массу на сенаж, но дождей не было и нет. Поэтому выкашиваем всю некось: низины, опушки, болота – где хоть какие-то травы, уже не до качества. Вчера с трёх гектаров накосили три тюка сена – меньше тонны. Об урожайности нынче даже речи нет. Роторную косилку, грабли, пресс-подборщик в этих болотах сломали, убытков уже почти на 47 миллионов рублей.
После того единственного дождя на скошенных полях и лугах появилась отава, на которую вся надежда. Свежее сено добавляют в рацион телятам, взрослое поголовье летом на свободном выпасе. Ещё осложняет ситуацию отсутствие на территории хотя бы относительно крупных водоёмов. Нет притяжения воды, по мнению фермера. После того как 30 лет назад была разрушена плотина на реке Юрмач, вода ушла. Небольшая запруда, сделанная для скота, не спасает. И одно тянет за собой другое: низкое качество кормов влияет на продуктивность, надои падают.
– Если в прошлом году в это время мы ежедневно двукратно поставляли на завод семь тонн молока, сейчас – пять, и только раз в день, – говорит Б.Н. Мурзалинов. – Если ситуация не изменится, придётся корма закупать, а значит, возможно, сбрасывать поголовье.
Прольются ли над Куровкой дожди, не знает никто. Однако на днях ситуация изменилась, и в лучшую сторону для сельхозтоваропроизводителей: 22 июля в 39 муниципалитетах Свердловской области, пострадавших от засухи, губернатор Е.В. Куйвашев ввёл режим чрезвычайной ситуации регионального характера. В числе этих муниципалитетов и Камышловский район.
– Нашему сельскому хозяйству нанесён настоящий солнечный удар, – сказал Евгений Куйвашев. – Земля неделями стояла без спасительной влаги. Больше десяти лет не было ничего подобного. Ситуация крайне тревожная. И даже если до конца лета установится нормальная погода, запланированных объёмов уже не собрать. Ко мне обратились главы муниципалитетов и руководители более 200 сельхозпредприятий. Ориентировочная сумма их ущерба оценивается в 4,7 миллиарда рублей. Я дал поручение министру АПК просчитать точную сумму. После этого мы сможем заявиться на федеральную поддержку для наших аграриев. Также я поручил Министерству проработать вопрос по вводу режима ЧС регионального характера.
Поскольку потери в силу природных условий огромны, задача – помочь предприятиям, от которых зависит, будут ли доступными уральцам местные продукты, считает губернатор.
– Как выживать без поддержки – непонятно. Наша обязанность – дать такую поддержку. Режим ЧС позволит производителям сельхозпродукции избежать возврата бюджетных субсидий из-за низкого урожая. По сути, вопрос помощи сельчанам связан с тем, что будем есть зимой. Будут ли доступны привычные для всех картошка и морковка. Наши, родные, уральские, – подчеркнул Евгений Куйвашев.
Информация о серьёзном бедственном положении наших аграриев передана на федеральный уровень. Осталось ждать и надеяться. На погоду и государство.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Водитель Иван Соловьёв, фермер Барамбай Мурзалинов, комбайнер Александр Соседков, водитель Кирилл Соловьёв.
© Редакция газеты «Камышловские известия»