Ср, 2 Апр. 2025 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Ср, 2 Апр. 2025 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
И в сороковые в Камышлове вязали масксети
24 февраля 2025, 14:00

И в сороковые в Камышлове вязали масксети



Тыл – фронту

Навстречу юбилею Победы

В Камышловском краеведческом музее хранится уникальный фотоальбом, изготовленный камышловским ветераном, участником Великой Отечественной войны, известным краеведом И.В. Балыбердиным 30 марта 1993 года и подаренный впоследствии музею. Называется альбом «Воспоминания Балыбердина Игоря Васильевича о фабрике охотспортизделий, эвакуированной из города Москвы в город Камышлов и работавшей здесь в 1942-1944 годах».

О фабрике охотничье-спортивных изделий

Фотоальбом – это семь картонных розовых листов, скреплённых шнуровкой, на которые аккуратно наклеены чёрно-белые фотографии, а подписи к ним сделаны на печатной пишущей машинке руками автора. На первой странице – пожелтевшая вырезка из камышловской газеты «За коммунизм» от 8 мая 1987 года со статьёй «Пуговицы для шинелей». Статью специально к празднованию Дня Победы тогда подготовил Игорь Васильевич. И мы предлагаем вам, дорогие читатели, ознакомиться с текстом. Приводим её полностью. Читаем вступление к статье.

«Великая Отечественная. Время идёт вперёд, но события тех лет никогда не канут в реку забвения. Далеко от фронта, в глубоком тылу был наш Камышлов, а как много в нём отметин войны. Его улицы помнят костыли раненых и выздоравливающих в наших госпиталях, цехи заводов помнят рабочих, не достающих до станка и подставляющих для этой цели под ноги ящики. Многие предприятия Камышлова перестроились и стали выпускать продукцию, необходимую для фронта. Вот о таком предприятии и рассказывает И.В. Балыбердин. Сегодня Игоря Васильевича уже можно назвать ветераном. А в 1941 году он был подростком и только-только начинал свою трудовую деятельность».

Пуговицы для шинелей

«В 1942-1944 годах в Камышлове работала эвакуированная из Москвы фабрика охотничье-спортивных изделий. Её продукция шла для фронта. Фабрика имела три цеха: швейный, механический и сетевязальный. Первые два размещались в зданиях старой механической мельницы Меньшенина (на углу улиц Элеваторной и Короткой). Сейчас это жилой дом (ул. Короткая, 8). Но угловое Г-образное здание, где был механический цех, сейчас почти разрушено.

Сетевязальный цех находился в здании современного магазина № 5. Контора фабрики была в здании по ул. Маяковского, 15. Швейный цех шил вещмешки, плащ-палатки, брезентовые поясные ремни и ремни для пулемётных волокуш, упряжь для собак-санитаров, офицерские кожаные ремни и планшеты.

В сетевязальном цехе вязали маскировочные сети: зелёные – летние, белые – зимние. У этих двух цехов было много работниц-надомниц. Механический цех изготовлял пуговицы шинельные и гимнастёрочные, косячки для сапог, шарниры для снарядных ящиков, пряжки для солдатских и офицерских ремней, фурнитуру для пулемётных волокуш и для упряжки собак-санитаров (петли, карабины, пряжки и т.д.), звёздочки на лейтенантские и майорские погоны. В механическом цехе работала в основном 14-16-летняя молодёжь, а в швейном были ребята ещё моложе. Работали местные и эвакуированные.

Пятнадцатилетним пареньком я пришёл работать на фабрику, в механический цех. В нём было всего три моторных пресса, остальные – ручные. Работали на них молоденькие девчата. Все мы подобрались небольшого росточка, и, чтобы достать до рукояток станков, подставляли под ноги ящики.

Часто приходилось работать по 12-14 часов в сутки, без выходных дней. Паёк был скудным, хотя мы и получали рабочие карточки. Кроме работы на фабрике, мы проходили курсы всеобщего военного обучения и курсы снайперской подготовки. После их окончания и сдачи зачётов мы получали удостоверения снайперов.

В то время в городе было много эвакуированных, жили в тесноте. Нас жило восемь человек на
16 квадратных метрах.

Во время работы в механическом цехе, в длинные ночные смены, а часто и днём, девчата пели песни, перекрывая шум станков. Очень любили петь «Варежки», «Уралочка», «Огонёк», «Землянка», «Моя любимая» и другие.

Ребята и девчата уходили на фронт. Ушёл строгальщик Октябрин Комаров, два токаря – Володя (не помню фамилии) и Вася Нисков. На курсы медсестёр поступили Маша Винтоняк и Клава Чуркина. Стали зенитчицами Зина Чупина и Шура Королёва. В 1943 году я тоже ушёл в Красную Армию.

Из тех ребят, с кем мы начинали свой трудовой путь, многие погибли. Не вернулись Октябрин Комаров, Вася Нисков, умерла от контузии Шура Королёва, но некоторые до сих пор живут в Камышлове, вырастили детей, сейчас уже внуков воспитывают.

Клава Чуркина – сейчас Клавдия Степановна Юдина, долгое время работала заведующей в яслях, потом, уже будучи на пенсии, диспетчером на станции «Скорой помощи». Мария Михайловна Гришанова – медик, до сих пор работает. Живут в Камышлове Семён Григорьевич Агапитов, Нина Степановна Аникина и многие другие.

Читайте также:  Солдаты вождя. Любовь не по правилам

Газета «За коммунизм», 8 мая 1987 года».

Ценный материал Игоря Васильевича. Возможно, среди перечисленных имён и фамилий кто-то из наших читателей узнает своих родных и близких. Но информация нашего ветерана больше о работниках механического цеха, в котором он работал. А как хорошо было бы получить информацию и о работниках сетевязального и швейного цехов.

Праздник на фабрике

На последней странице фотоальбома – рассказ И.В. Балыбердина, отпечатанный на пишущей машинке, о запомнившемся ему, 16-летнему мальчику, празднике, который в мрачные годы военного лихолетья оставил такое ярчайшее воспоминание в его памяти.

«Помню, в 1942 году отмечали 25-ю годовщину Октября. Вечером 7 ноября, после работы, был назначен торжественный вечер в сетевязальном цехе (магазин № 5, «Пять мастеров», «Пятый сезон» – прим. ред.). Как передовик производства я тоже был приглашён на этот вечер. В помещении стояли накрытые столы. Угощение по тому времени было царское! На каждого приглашённого полагалось: порция отварной картошки с квашеной капустой, по 100 граммов водки, три или четыре пряника, столько же конфет-карамелек и чай.

Небольшой доклад о положении дел на фронтах сделал механик фабрики Роберт Густавович Кох, поздравил с праздником и провозгласил тост за нашу Победу. После ужина были танцы, пели песни, играл на гармошке механик швейного цеха Кожевников, заводили патефон. Подсобник Гримбаум показал танец «Мазурка». Веселились от души. Допоздна сияли огнями электрического света окна сетевязального цеха, ведь город и большинство домов в городе во время войны не освещались электричеством. На нашем вечере для электроосвещения работал маленький переносной движок. Мотористом на этом движке в тот вечер работал Семён Агапитов, слесарь ОГМ (отдела главного механика).

Расходились заполночь, а утром снова надо было на работу. Для многих этот праздник был последним в жизни. Впереди многих из нас ждал фронт. Погибли в боях с врагом токари: Володя из Брянска (фамилию его не помню) и Вася Нисков. Погибли строгальщик Октябрин Комаров и слесарь из ОГМ (фамилию тоже не помню). На фабрике работали местные и эвакуированные из Москвы, Орла, Брянска, Винницы и других городов. И все верили в нашу Победу и в лучшую жизнь после войны.

И. Балыбердин. 30 марта 1993 года».

Ждём ваши рассказы!

Дорогие читатели! Надеемся, что эта публикация не оставит вас равнодушными. Кто-то из вас наверняка обнаружит в ней знакомые имена и фамилии. Может быть, ваши родители, деды или прадеды работали на фабрике охотничье-спортивных изделий? Или ваши предки как раз являлись эвакуированными из Москвы и Ленинграда? Из Ленинграда в Камышлов в годы войны был эвакуирован завод, который впоследствии назвали «Урализолятор».

И снова обращаемся к вам! Поделитесь историями своей семьи, расскажите о своих родственниках, тружениках тыла, героически ковавших Победу в тылу. Давайте увековечивать память об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла, чтобы информация о них не затерялась в семейных альбомах, а стала достоянием Камышлова, Камышловского района, Свердловской области, всей нашей Родины!

Если мы утеряем эту семейную информацию, как это часто происходит, то не сможем её передать будущим поколениям, нашим маленьким внукам, правнукам. И им нечего будет рассказать о войне своим потомкам. Это важно, поэтому очень ждём!

Подготовил Сергей ОЗОРНИН

Фото из архива Игоря Балыбердина.
На фотографии коллектив механического цеха. Первый ряд слева направо: Нина Пилигримова, Маша Кузнецова – штамповщицы, Таня Кожевникова – уборщица швейного цеха, Елизавета Шептаева. Второй ряд: Константин Боярских –мастер ОГМ, Александр Кожевников – механик швейного цеха, Василий Васильевич Шершнев – начальник механического цеха, Алексей Устьянцев, Елизавета Агафошкина – нормировщица. Третий ряд: Мордко Соломонович Гримбаум – подсобник, Елизавета Воробьёва – учётчица, Семён Агапитов – слесарь ОГМ, Ася Широкова, Зина Винтоняк, Маша Константинова, Вера Булгакова, Рая Дорофеева, Рая Воробьёва, Анна Берёзкина, Александра Хомутова – штамповщицы. Фотографировались 22 декабря 1943 года.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2025 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.