Елена СЕМЁНОВА
В конце 90-х большинству людей будущее из голливудских блокбастеров казалось выдумкой, которая вряд ли может воплотиться в жизнь. И действительно, ведь машины до сих пор не летают, а ездят по дорогам, на земле живут люди, а не роботы. Всё так, но незаметно в нашу жизнь входит электроника, а с ней медийный и виртуальный мир.
Какой бы безобидной игрушкой ни казался очередной смартфон или планшет, стоит только подсчитать, сколько мы времени на него тратим, и вывод придёт сам собой. Взрослые все больше общаются не в живую, а через социальные сети. Где каждый раз вздыхают, что дети сейчас пошли не те, и детство у них скучное и неправильное. Дорогие родители, а кто, кроме вас, делает такими самые чудесные годы в жизни вашего чада? Вспомните, во сколько лет вы своего малыша познакомили с одним из гаджетов? Как правило, сейчас ребёнок двух лет спокойно может на планшете выйти в Интернет и посмотреть интересующие его мультики. И это не нонсенс. Происходит так от того, что многие папы и мамы сетуют на свою занятость, им проще включить детям компьютер или «Карусель», и пусть хоть весь день перед ними сидят, чем развлекать самим. Глядя на эту ситуацию, вспоминаются строчки из стихотворения М.Ю. Лермонтова: «Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…».
Родители порой очень поздно задумываются о психическом здоровье малыша, и вот перед ними уже не безропотная птаха, а подросток, единственным увлечением которого стал виртуальный мир и онлайн-игры. Причём старшеклассники уже способны назвать свою любовь к компьютеру зависимостью, а значит, пора принимать меры.
Всю страну шокировало недавнее происшествие в Челябинской области. 15-летний геймер из-за запрета родителями играть в онлайн-игру нанёс ножом ранения матери и отцу. Женщина скончалась. Эта информация для тех, кто думает, что с нами этого не случится, и все ужасы происходят где-то далеко.
Конечно, от подобных новостей волосы на голове начинают шевелиться. Но как понять, что ребёнок стал агрессивным и что творится в его голове? Редакция газеты решила найти ответы на эти вопросы у самих подростков. Мы провели тестирование в одном из девятых классов городской школы. Всем респондентам была предложена анкета с одинаковыми вопросами:
— играете ли вы в компьютерные или онлайн-игры? если да, то как часто?
— запрещают ли родители вам играть в игры на компьютере?
— злитесь ли вы, когда вам не дают играть?
— на что вы готовы пойти, чтобы продолжить игру?
Анкетирование проводилось анонимно, несмотря на это по подросткам было заметно, что не все вопросы для них удобны и комфортны. Всего мы письменно опросили 26 ребят, из них 11 человек играют каждый день, семеро проводят время у компьютера 2-3 раза в неделю, двое признались, что были геймерами, но завязали с этой привычкой пару месяцев назад, шесть ребят указали, что в игры не играют.
Остановимся на тех, кто в своём увлечении виртуальной реальностью честно признался. Только пятерых из одиннадцати подростков, которые играют постоянно, ограничивают временными рамками родители, остальные свободны в выборе. Поэтому последние никакого негатива к родителям не испытывают, ведь, по большому счёту, они предоставлены сами себе. А те, кого мамы и папы стремятся вернуть к реальной жизни, хоть и злятся на запреты, но готовы обменять выполнение домашних обязанностей на дополнительное время для игры.
Прокомментировать ответы школьников мы попросили педагога-психолога лицея № 5 Ларису Владимировну Алмаеву:
— Проблема увлеченности детей компьютерными играми действительно существует. Считаю, что в большей степени в этом виноваты сами родители. Почему? Потому что не уделяют детям должного внимания. Как видим из ответов детей, родителей, которые беспокоятся о своих чадах, довольно мало. Очень жаль, что это так. На последний вопрос о том, какие поступки школьники готовы совершить ради игры, дети показывают, что открыты для диалога. Вопросы были заданы старшеклассникам, они в силу своего возраста уже осознают, что в основе запретов тех или иных вещей лежит забота родителей, поэтому агрессии нет. Если провести подобное анкетирование в начальной школе, то я думаю, результат будет другой. Малыши просто не поймут, почему в одно время игры поощрялись, а потом их стали запрещать.
Подводя итог, хочется дать несколько советов родителям:
— ребёнок обязательно должен получать дополнительное образование, тогда на пагубные увлечения останется меньше времени;
— разговаривайте со своими детьми ежедневно и не только дежурными фразами. Узнавайте, какое у них настроение, какие эмоции они испытали за день;
— объясняйте свои запреты, чтобы школьник понимал, почему так делать нельзя;
— постарайтесь найти для себя и ребёнка общее занятие, которое вас объединит.
Зависимость от Интернета
Согласно статистике, её испытывает треть населения России.
Всего в опросе приняли участие 1600 человек, которые были из различных регионов и относились к разным возрастным группам.
Показатели опроса об Интернет-зависимости:
— 22% пользователей признали, что они проводят слишком много времени в Интернете, при этом используя его исключительно в развлекательных целях;
— 16% опрошенных указали, что не могут долго обходиться без виртуального общения;
— 11% людей заявили, что тратят массу времени, систематически проверяя свою почту (в том числе и в соцсетях).Каждый пятый участник опроса ответил, что также испытывает некоторую зависимость от использования мобильных приложений и телевидения, на которые также затрачивается определенный объем времени.
Чем занимаются люди, зависимые от Интернета?
Наибольшие проценты получили: бесполезное «блуждание» по различным ресурсам и изучение различной информации (48%) и использование социальных сетей (34%).Среди самых «зависимых» пользователей социологи выделяют группу людей в возрасте от 18 до 24 лет. Согласно полученным данным, 53% представителей этой возрастной группы испытывают Интернет-зависимость, а 44% утверждают, что слишком много времени тратят на социальные сети.
Помимо этого, данная группа выделяется повышенной активностью использования мобильных устройств.
© Редакция газеты «Камышловские известия»