Галина ШИПИЦЫНА
Приёмка образовательных учреждений к новому учебному году, до которого осталось чуть больше месяца, мероприятие очень ответственное. Шесть школ и 13 детских садов Камышловского района приёмку успешно прошли до 15 июля. 19 июля комиссия побывала в Никольской и Аксарихинской школах, а также в детских садах в Никольском, Аксарихинском, Баранниковском и филиалах в Фадюшиной, Заречной, пос. Новом. Везде зафиксирован удовлетворительный результат.
Ремонты мелкие и крупные
Руководители подходят к приезду комиссии очень ответственно: положительное заключение представителей надзорных органов означает, что школа готова открыть двери для обучающихся, а в детском саду создаваемые условия позволяют полноценно и безопасно работать с воспитанниками.
Как позже рассказала начальник управления образования Н.И. Павлюченко, уже в течение нескольких лет процесс приёмки образовательных учреждений разделён на три этапа – в соответствии с объёмом выполняемых ремонтных работ. Самыми первыми комиссию принимают организации с меньшим количеством ремонтов, а завершают те школы и детсады, где проводились масштабные работы (третий этап в Камышловском районе запланирован в первых числах августа).
– В ходе приёмки, – говорит Н.И. Павлюченко, – осуществляется всесторонняя оценка образовательного учреждения, кроме того, мы определяем и проблемы, которые нужно будет решать в перспективе.
В этом году особо крупных проектов по капитальным ремонтам образовательных учреждений не было запланировано. Проводились косметические ремонты, устранялись мелкие неполадки, которые неизбежно случаются в зданиях и помещениях, где ежедневно находится большое количество людей.
Из самых крупных ремонтных мероприятий Наталья Ильинична назвала реконструкцию входной группы в Кочневской школе, в Октябрьской школе это подготовка помещений для работы образовательного центра «Точка роста», в Скатинской школе – ремонт умывальной зоны, в Куровской – ремонт помещений бывших мастерских, которые будут использоваться для допобразования и проведения мероприятий; также замена части кровли в Никольском детском саду, покрытия пола в одной из групп Захаровского, ремонт козырьков и крылечек в Октябрьском и Шипицынском детских садах.
– Выполняли много мелких, но значимых работ, без которых не обойтись, – продолжила начальник управления образования, – наша задача – создавать безопасные условия для обучающихся и воспитанников. Здания и помещения всегда надо содержать в надлежащем виде. Кроме ремонтов, по программе софинансирования с областным бюджетом продолжаем менять оборудование в школьных пищеблоках. Сейчас почти в каждой школе оборудованы настоящие производственные цехи с наличием современной техники.
Комфорт и безопасность для каждого ребёнка
К программе подготовки к новому учебному году относится и обновление автопарка, которое, в связи с износом техники, происходит ежегодно. Этот учебный год с новым автобусом начнёт Скатинская школа, дальше по плану – замена транспортного средства в Обуховской. Заметим, что в районных школах автобус – незаменимая вещь, поскольку 30% обучающихся проживает в отдалённых (в двух километрах и более от школы) населённых пунктах, поэтому организован подвоз школьников к началу уроков и возвращение домой в конце учебного дня более чем для 800 человек.
Следующее направление подготовки к новому учебному году – антитеррористическая безопасность. В каждой школе установлены турникеты, во время приёмки обязательно проверяли наличие в образовательном учреждении металлоискателя, количество действующих видеокамер (и цифровых, и аналоговых).
Невозможно пройти мимо факта снижения числа детей в детских садах (значит в перспективе станет меньше и школьников).
– Да, число наших воспитанников уменьшилось, и это всеобщая тенденция, от нас не зависящая: низкая рождаемость, отток молодого населения из сельских территорий, – поясняет Наталья Ильинична. – Поэтому в детских садах идёт процесс оптимизации: временно закрываем несколько групп, соответственно, к сожалению, приходится сокращать нескольких сотрудников, поскольку другого выхода у нас нет, мы вынуждены идти на этот шаг и предлагаем работникам варианты трудоустройства. Освободившиеся помещения дошкольные учреждения используют для проведения мероприятий, занятий по дополнительному образованию, оборудуют для проектной деятельности, как мы увидели, например, в Аксарихинском детском саду.
Все школы оборудованы необходимой современной техникой: в каждом кабинете есть интерактивные доски, документ-камеры, мультимедийные установки, планшетные компьютеры для учащихся. И при этом во многих школах учится по 50, 80, 90 человек. Такой подход к материальному обеспечению вызывает восхищение и уважение.
– Для нас нет принципиальной разницы, сколько детей обучается в школе: 700, как в Порошинской, или 50, как в Куровской. Комфортные и безопасные условия должны быть созданы для обучения и воспитания каждого ребёнка, – пояснила позицию администрации Н.И. Павлюченко. – Поэтому в маленькие школы и детские сады мы вкладываем средства на равных условиях с большими.
Вперёд, к идеальной школе
– Все образовательные учреждения работают сейчас в рамках федерального проекта «Школа Минпросвещения России», – продолжаем разговор с зам. начальника управления С.И. Прожериной. – Согласно этому проекту, все школы должны быть идеальными. Как сказал министр просвещения Сергей Кравцов. «Школа Минпросвещения России» – эталонная модель общенациональной школы будущего».
Мы только начинаем участвовать в проекте, пока на информационном уровне. Провели в образовательных организациях внутренний аудит, выставили себе баллы по предлагаемой шкале, для того чтобы определить те направления, в которых будем развиваться.
К новому учебному году практически все образовательные учреждения района подходят с укомплектованными штатами.
– Каждый год мы анализируем систему обеспечения педагогическими кадрами, – говорит Н.И. Павлюченко. – Проводим анализ курсовой подготовки, профессионального развития педагогических работников.
Сегодня в школах работают 25% педагогов в возрасте до 30 лет, 50% – до 60 лет, от 60 и старше – 25%. Кадровый состав постоянно обновляется: приходят молодые педагоги, которых мы активно сопровождаем, доучиваем, потому что в основном это выпускники педагогического колледжа. Есть педагоги и с большим стажем работы. Они помогают молодёжи, в том числе и в рамках реализации системы наставничества.
В детских садах достаточно большое количество воспитателей с высшим педагогическим образованием. Растёт количество детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Педагоги проходят обучение для работы с такой категорией обучающихся. В школах и детских садах реализуются адаптированные образовательные программы.
– В связи с этим, – продолжает Наталья Ильинична, – решается вопрос с обеспечением образовательных учреждений педагогами-логопедами, дефектологами и психологами. Очень хороший пример – Галкинская школа. Несколько лет назад там открыли коррекционный класс, ребята учились по адаптированным образовательным программам и в этом году все успешно прошли итоговую аттестацию. Это была большая работа коллектива школы, и она дала отличный результат.
– Ещё одна составляющая подготовки к новому учебному году – обеспеченность учебниками. В районных школах все учебники детям выдаются бесплатно, в наличии – 100% новых изданий в соответствии с требованиями и перечнем, утверждённым Министерством образования. Часто у родителей возникает вопрос по рабочим тетрадям. Мы их не требуем, потому что не закладываем в учебно-методический комплекс. Если они вводятся в образовательный процесс, то только приказом директора школы. Если приказа нет, ни один учитель не вправе требовать покупать рабочие тетради, – пояснила начальник управления образования.
Так что подготовить школу к учёбе – это не просто покрасить стены и пол, это большая комплексная работа, к которой каждый участник процесса подходит не формально, а со всей ответственностью, недаром первое совещание по подготовке к новому учебному году в районном управлении образования проходит уже в апреле, а выделение бюджетных средств предварительно планируется за год.
Фото Галины Шипицыной.
В музее Аксарихинской школы директор А.В. Журская рассказывает об организации работы. Рядом первый зам. главы Камышловского муниципального района В.Ю. Якимов.
© Редакция газеты «Камышловские известия»