Илья ЗЫРЯНОВ
Александра Стаметова мы знаем, прежде всего, как опытного спортивного стрелка, победителя и призёра многих соревнований по компакт-спортингу, которым он занимается уже 40 лет начиная с 14-летнего возраста. В стендовую стрельбу его привёл отец Борис Васильевич. От него же сын перенял интерес к технике и профессии водителя.
Окончив школу № 58, Александр выучился на автослесаря в Профессиональном училище № 16 (ныне Камышловский техникум промышленности и транспорта). Первые полгода работал водителем в районном агропромышленном объединении. Затем служил два года в армии в Узбекистане в войсках радиационной, химической и биологической защиты.
В 1990 году Александр устроился на Камышловский электротехнический завод, где работал водителем его отец. Получил старенький ГАЗ-63 с будкой и первые годы выполнял в основном внутризаводские рейсы. Но примерно с середины девяностых предприятие стало всё реже пользоваться железнодорожным транспортом, а стало развивать междугородные автомобильные перевозки.
Заводчане ездили в основном в Москву и Санкт-Петербург, на Украину. Много рейсов было и на север, и на юг. Из Камышлова везли готовую продукцию – реле и шкафы для них. А из других городов – материалы и комплектующие: пресс-порошки из Кемерово, железо из Челябинска, Кирова и Омутнинска.
– Полстраны мы тогда исколесили, – рассказывает Александр Стаметов. – Времена те не сравнить с нынешними. Дороги были гораздо хуже, чем сейчас, – где-то асфальт, а где-то – грунтовка обыкновенная. Раций тогда не было, функцию навигатора выполняли случайные прохожие. Ни кафе, ни столовой на трассе не найдёшь, поэтому еду готовили себе сами. Ездили в основном поодиночке, но на стоянках собиралось машин по пять-десять. Разжигали бензиновый примус, доставали продукты, у кого какие есть, и варили большущую кастрюлю на всех. Заодно обсуждали, как лучше по маршруту ехать, где какие загвоздки на трассе. Весело было. Останавливались матёрые мужики, уже проехавшие по стране не одну тысячу километров, истории разные рассказывали. Это была романтика. Подъезжая к толпе на стоянке, мы ведь порой даже не знали, кто эти ребята и откуда – из Екатеринбурга, Тюмени, Нижневартовска? Но все они при этом были свои – настоящее автомобильное братство. А сейчас водители запросто нагрубить друг другу могут.
– А попутчиков подвозили? – спрашиваю я.
– Нет, нельзя было. Такое уж время мы застали. На машинах из автоколонн больших предприятий прямо на дверцы наносилась надпись: «Приказ: пассажиров не брать». Потому что обворовывали часто. Хотя и красть-то особо нечего было – разве что наличку на еду да талоны на бензин. Но всё же. Была такая примета – если на стоянке вдруг колесо спустило, то, скорее всего, пока ты его ремонтируешь, в кабину залезут. Потому хитрили. У меня, например, был сделан специальный крючок, который цеплял левую дверцу к рычагу переключения передач, чтобы её невозможно было открыть.
В первые дальние командировки Александр ездил на бортовом ЗиЛе-130. Ночевать в его маленькой кабине при росте 190 см было несладко. Но именно в ней приходилось жить большую часть времени, выполняя по три рейса в месяц, домой возвращался всего на пару-тройку дней. Обслужил машину, загрузил снова и тем же разворотом опять в путь.
Лишь в 2005 году удалось пересесть в более просторный КамАЗ, который Александр Стаметов водит до сих пор. А лет шесть назад закончились и его разъезды по стране – междугородными перевозками занялись сторонние логистические компании.
– Мы из-за этого особо и не переживаем, – говорит Александр. – Нам даже в городе работы каждый день хватает. Предприятию ведь нужно постоянное обеспечение – то железо привезти, то на склад дальний съездить или на АЗС – заправить заводской транспорт. А в дальние рейсы мы своё уже отъездили. Пусть теперь ездят молодые.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Водитель Камышловского электротехнического завода Александр Стаметов и тот самый КамАЗ, на котором он ездил по нашей необъятной стране.
© Редакция газеты «Камышловские известия»