Ср, 22 мая. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Ср, 22 мая. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Искусство, рождённое огнём
27 марта 2022, 12:00

Искусство, рождённое огнём



О коллекции художественного литья Камышловского музея

Художественное литьё из чугуна – законная гордость уральцев. Это искусство, воспринятое уральскими литейщиками в середине XVIII столетия от немецких мастеров, нашло на заводах Урала своё новое рождение, приобретя неповторимые российские национальные черты.

Немного истории

Согласно энциклопедии, чугун – это сплав железа с углеродом. Само слово китайского происхождения, ещё в VII веке до нашей эры в этой стране начали выплавлять чугун. В Европе он впервые появился в XIV веке, в России же известен со второй четверти XVII столетия. Шёл он главным образом на отливку пушек, а с начала XVIII века ему нашлось и мирное применение. При Петре I строился Санкт-Петербург: новые дома, дворцы не могли обойтись без оград, ворот и особенно кружевных решёток.

Главным центром этого производства в России был Урал, где чугунным литьём занималось более 30 заводов: Златоустовский, Верх-Исетский, Каменск-Уральский, Нижнетагильский, Воткинский, Верхне-Уфалейский, Пермский и другие. Но флагманами всегда считались Каслинский и Кусинский.

Художественное литьё – процесс сложный, требующий слаженного совместного труда целого коллектива мастеров: модельщиков, формовщиков, литейщиков, чеканщиков, красильщиков. Мало кто знает, что родной цвет чугуна – белый или серый, так как он традиционно окрашивается голландской сажей.

Признание уральского художественного литья приходится на 1900 год, когда весь мир увидел, какие чудеса можно творить из этого, казалось бы, совсем неблагородного материала. На всемирной выставке в Париже, помимо разнообразных скульптур, узорчатых канделябров и кружевных блюд, к примеру, можно было увидеть казавшийся почти невесомым чугунный браслет из ста звеньев и чугунную же цепочку для часов, весившую всего 20 граммов.

В создании моделей для уральского чугунного литья участвовали талантливые художники Пётр Клодт, Евгений Лансере, Роберт Бах. Но по-настоящему поразил парижскую публику удостоенный Гран-при и чудом сохранившийся до наших дней Каслинский павильон – единственное в мире архитектурное сооружение, целиком сделанное из чугуна. Сегодня этот павильон входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был построен по проекту архитектора Евгения Баумгартена и состоял из более чем полутора тысяч резных деталей. Сейчас павильон можно увидеть в музее изобразительных искусств в Екатеринбурге.

Сокровища есть и у нас

Камышловский музей гордится своей коллекцией художественного литья. Она насчитывает более 30 образцов изделий уральских чугунолитейных заводов: Каслинского (клеймо «КАС.З», «КАСЛ.ЗАВ»), Кусинского (клеймо «К.З», «КУСА») и Свердловского (клеймо «СЧЛЗ», «два треугольника и объёмное С»).

Читайте также:  Вспоминаю родину мою…

Первые экспонаты этой коллекции жители города передали в музей при его создании. Это были уникальные изделия конца XIX начала XX веков: пресс-папье «Медведица» малая и большая, настенные ажурные тарелки 1901 и 1904 годов, чернильницы «Голова собаки» и «Броненосец», а также многое другое.

В период возрождения музея, в 1970-е годы, коллекция литья активно пополнялась. В 1971 году Варвара Михайловна Мещерякова передала в дар музею декоративную тарелку, скульптуру «Лошадь» и фигурку Дон Кихота. Эдуард Афанасьевич Богомолов передал пепельницу Каслинского литья 1832 года и мелкие скульптуры; К.М. Дюдикова – скульптуру «Олени» (к сожалению, имя и отчество дарителя не указаны в документах музея). Два подсвечника «Белка на дубе» Каслинского чугуноплавильного железоделательного завода принесла в музей Афонасия Сергеевна Ставровская, так в коллекции появились уникальные экспонаты, на клейме которых имеется оттиск медали Всероссийской мануфактурной выставки 1870 года.

Прикаминная подставка «Цапля» до революции являлась собственностью кожевенного завода Алафузова и после его национализации оставалась в помещении заводоуправления. В 1972 году администрация предприятия передала её в музей.

В 1973 году Августа Ивановна Фирулева, заведующая детским садом № 8, передала в музей одну из самых узнаваемых в мире скульптур – «Русская тройка» (начало ХХ века.)

В музейной экспозиции можно увидеть часы в подчаснике «С глухарём» охотничьей тематики и настольную ажурную рамку для фотографий «На гномах», модели 1950 года. Этот экспонат украшают ножки в виде птичьих лап и два гнома у основания.

Традиция продолжается – горожане безвозмездно передают в музей художественные изделия уральского литья. В 2007 году Александра Дмитриевна Озорнина принесла скульптуру «Лось», в 2008 году Нина Дмитриевна Безбородова – скульптуру «Орёл, напавший на волка». В 2009 году в День города музей получил сразу два подарка: от Людмилы Григорьевны Лаптевой – малую скульптуру каслинского литья «Чертёнок»; от семьи Людмилы и Юрия Русиных – часы в подчаснике по сказам П.П. Бажова с изображением Хозяйки медной горы и Данилы-мастера.

Уральское художественное литьё – уникальное явление в художественной промышленности России, яркая страница отечественного декоративно-прикладного искусства. Его коллекция в Камышловском краеведческом музее продолжает пополняться. Эти экспонаты всегда вызывают восторг и удивление посетителей выставок.

Ирина СУВОРОВА, хранитель музейных предметов
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Скульптура «Русская тройка», начало ХХ века. Клейма нет.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.