Илья ЗЫРЯНОВ.
Девяностолетний юбилей отмечает сегодня жительница Обуховского Анна Михайловна Панкратьева. Отправляясь накануне к ней в гости, я, признаться, не ожидал, что встретит нас бодрая и улыбчивая женщина с завидной осанкой, которая до сих пор самостоятельно ведёт все домашние дела. Труженица тыла и неоднократный победитель социалистических соревнований убеждена, что секрет долголетия – в трудолюбии.
Родом Анна Михайловна из деревни Кипрушкиной Пышминского района, и девичья фамилия у неё Кипрушкина. Была старшим ребёнком в семье, где, кроме неё, росли ещё четверо братьев и сестёр. Как и многим сверстникам, ей рано пришлось повзрослеть: в десятилетнем возрасте в жизнь вторглась война. О том времени она рассказывает очень подробно, словно всё произошло вчера.
– 22 июня 1941 года в Пышме отмечали районный праздник – конец посевной, – говорит Анна Михайловна. – Маме было некогда, она осталась дома, а мы, ребятишки, отправились смотреть лошадиные бега и есть мороженое. Народу – тьма. И вот в четыре часа вечера приходит машина из военкомата, объявляют: Германия напала на Советский Союз. Праздник на этом закончился. Мужчин стали забирать на фронт. Из трёх маминых братьев домой в итоге вернулся лишь один, с шестью ранениями. Отец наш, Михаил Трофимович, в начале августа 1941-го уехал в Елань, где формировалась 365-я стрелковая дивизия. Продовольствием их снабжали очень плохо. Помню, как мама собирала все домашние запасы и отвозила ему. Последний раз и меня с собой взяла, я успела с ним повидаться. А в марте 1942-го папа погиб. В похоронке написано: «не дошёл до Ржева 42 километра».
Наступил голод, учиться стало некогда. Успев окончить лишь один класс школы, Анна Михайловна начала работать. На производство не брали, зато удалось устроиться ученицей в пошивочную мастерскую и получать паёк. Шили для солдат телогрейки, брюки, варежки. Ремонтировали одежду, приходящую с фронта, зачастую окровавленную. Куда тяжелее приходилось в цехе по производству кирпича, где вручную копали глину. Дневная норма – один кубометр.
После войны Анна Михайловна вышла замуж, родился сын Николай. Супруг, Михаил Николаевич Панкратьев, служил прапорщиком в Уральском военном округе, и семья часто переезжала: в Новоалексеевку, Кунгур, Свердловск, Камышлов. Трудиться доводилось на разных должностях – от кладовщика до почтальона. 27 лет А.М. Панкратьева проработала билетным кассиром на Свердловском железнодорожном вокзале, перед тем как выйти на заслуженный отдых. Вскоре её сестра, Тамара Бажукова, убедила переехать в Обухово.
Последние годы А.М. Панкратьева живёт одна. В квартире у неё царит старинный уклад: кружевные скатерти на столиках, аккуратная, ещё советская мебель и чёрно-белые семейные портреты. Везде чистота и уют.
– Племянница, Таня Казакова, частенько навещает, – с теплотой делится женщина. – Соседи у меня хорошие, тоже в гости заходят. Всё убеждают натяжные потолки сделать. А я отвечаю: пока могу, буду по старинке белить известью. Так в деревне у нас делали. Нынче стены да потолок обновила, пол покрасила. Красота!
Прощаясь с гостеприимной хозяйкой, замечаю старинную швейную машинку. Как оказалось, Анна Михайловна до сих пор занимается ремеслом, которому обучилась в детстве.
– Ни платья, ни сарафаны никогда не покупаю – всё сама мастерю, – с гордостью заявляет женщина. – Машинку эту мне мама подарила после войны. Вот уже 70 лет ей, а она всё работает. Лишь один раз иглу настраивать пришлось. Мастер сказал: на мой век хватит.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Труженица тыла Анна Михайловна Панкратьева.
© Редакция газеты «Камышловские известия»