В Камышловском училище-интернате возрождают интерес к штучным профессиям.
В руках С.В. Епанчинцевой побывали сотни колодок, а из-под ножа и швейной машины вышли тысячи кожаных деталей. Вот уже 35 лет работает Светлана Васильевна заготовщиком верха обуви в профессиональном училище-интернате для инвалидов, четыре года из которых была и мастером производственного обучения.
Шил обувь с нуля
Светлана попала в эту достаточно редкую для женщины профессию, можно сказать, случайно. В газете прочитала, что идёт набор в училище при «Уралобуви». В то время фабрика эта была всесоюзного значения и остро нуждалась в кадрах. Девушка окончила училище и вернулась в Камышлов. В бытовом комбинате работала заготовщиком верха обуви до 1983 года. А потом её пригласили в училище-интернат для инвалидов.
Кирилл Кондратьевич Никифоров обучал молодёжь обувному делу. 1970-е годы
– Когда я пришла, две машины в цехе стояли, – вспоминает Светлана Васильевна. – На ножной шил Василий Михайлович. Он был сборщиком, заготовщиком. Немногословный, говорил спокойно, терпеливо объяснял всё учащимся. И мне всегда помогал. К.К. Никифоров к этому времени вышел на пенсию, но жил жизнью училища.
– Кирилл Кондратьевич был настоящим мастером, – продолжает собеседница. – Умел сшить обувь с нуля. Покажешь ему модель, он нарисует её и разработает лекало. Сам кроит, собирает первую пару. Учтёт все нюансы, опробованное лекало отдаст нам, и мы с ним работаем. Он жил недалеко от училища и всегда приходил, когда требовалась его помощь.
– А вы носили обувь, изготовленную Кириллом Кондратьевичем?
– Конечно, и с удовольствием.
Профессиональное училище – единственное в городе учреждение, где люди с нестандартным размером обуви или формой ступни могут заказать обувь. Светлана Васильевна показывает лекала, по которым кроится обувь. Среди них и самая первая выкройка, называемая классикой – полусапожки мужские. Лекала, подаренные Кириллом Кондратьевичем, по сути, уже раритет. Вообще в мастерской достаточно удивительных вещей, жизнь которых исчисляется десятилетиями. Сборка верха обуви идёт на специальных машинах. Есть здесь «ветеран» с пресс-роликами (ему лет 50), с лапками (машина советской сборки, предназначенная для сшивания меха, имеет знак качества). «Долгожители» ничуть не уступают и современным машинам.
Привлекает индивидуальный пошив
– Вместе с коллегой Любовью Николаевной Стафеевой Светлана Васильевна разработала и внедрила в учебное производство более 50 наименований ассортимента обуви, в том числе летние сандалеты, полуботинки, туфли, осенние и зимние ботинки, тапки, – рассказывает зам. директора ПУ-интерната Л.И. Гончарова. – Её ученики работают в городах Свердловской области. Некоторые, как Алексей Корольков, многостаночники: не только занимаются ремонтом, но и шьют обувь для родных.
Однако набор на специальность «Раскройщик обувных материалов» в 2012 году пришлось закрыть.
– Рабочие профессии, которые раньше пользовались спросом, сейчас уходят на второй план, – с сожалением делится Светлана Васильевна. – Некоторые, как «Раскройщик обувных материалов», «умирают». В век технического прогресса за человека многое делают машины, а выпускникам с ограниченными возможностями здоровья подчас трудно бывает работать в цейтноте конвейера на специализированном производстве. Хотя вновь появилась возможность передать свой опыт. Серёже Оньшину, например.
Едва переступив порог кабинета, я понимаю, что молодой человек, ловко работающий ножом, и есть тот самый Сергей Оньшин, на которого возлагает столько надежд Светлана Васильевна. На обувных фабриках раскройщики на станке с электрогидравлическим прессом специальными ножами-резаками вырезаются нужные детали кроя. Сергей же раскрой делает вручную. Признаётся, что его привлекает индивидуальный пошив, поэтому решил стать обувщиком широкого профиля.
Сергею 31 год. Если бы лет пять назад кто-то сказал, что он получит в Камышловском профессиональном училище три специальности, то не поверил бы. Юноша из маленького села, что недалеко от Талицы, получил специальность электрогазосварщика, работал в областном центре и на севере. Упёртость, бойцовский характер помогли справиться с отчаянием после автокатастрофы. А потому мама из управления соцполитики привезла образовательный буклет. Нужно было начинать новую жизнь, учиться. Выбрал Камышловское профучилище. Получил здесь специальность фотографа и оператора ЭВМ. Но влюбился в профессию обувщика. Занимается с двумя мастерами.
– С чего начинается обучение? – интересуюсь у Сергея.
Та самая машина, активно «трудящаяся» несколько десятилетий
Сергей сейчас осваивает азы работы, которые на обувной фабрике делают несколько человек. Своего рода, многостаночник. В другой мастерской он получает знания и умения, чтобы стать мастером по ремонту обуви. Тренируется на своих – всю обувь родственникам подновил. Выполняет заказы клиентов и в училище. По словам наставника, растёт хороший, знающий мастер.
Трудную задачу поставил перед собой Сергей Оньшин. Будем надеяться, справится.
Ирина ВЕРЗИЛИНА
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Наставник Светлана Епанчинцева с учеником Сергеем Оньшиным.
К сведению
Училище-интернат для инвалидов реализует программы профессий «Портной», «Вышивальщица», «Обойщик мебели».
Продолжается набор на профессии «Фотограф», «Мастер цифровой информации». Желающие найти для себя интересную, творческую работу всегда найдут в училище поддержку, понимание и заботу. Наряду с образовательной деятельностью, в учреждении предоставляются государственные социальные услуги.
© Редакция газеты «Камышловские известия»