Читатель продолжает разговор
Прочитала я статью в одном из номеров «Литературного четверга», называлась она «Для кого написана «Педагогическая поэма». Да для всех она написана, я считаю. Каждый найдёт в ней своё зерно, каждый задумается о своём.
Меня она заставила вспомнить, что в Камышлове тоже была колония, детский дом или приют для беспризорников, не знаю, как называлось правильно это заведение. А вот кто был его директором, знаю. Это Андрей Игнатьевич Шабалин. Работал он точно по системе Макаренко! Знаю это со слов его жены – Парасковьи Никитичны. В 1954-1955 годах я жила у них на квартире в двухэтажном доме. Такой дом был один на улице Кирова, в нём проживали работники райисполкома, прокуратуры и другая интеллигенция.
Андрея Игнатьевича в живых тогда уже не было. А бабушка Парасковья мне рассказывала о муже: «Работал Андрюша директором над беспризорниками. Он был как Макаренко. Среди его подопечных ребята уже почти взрослые, но он о них очень переживал. Придёт порой домой, вижу – места себе не находит, из угла в угол ходит. Спрошу, чего он так волнуется. А он: да вот послал ребят за хлебом, а их всё ещё нет. Вернутся ли? Утром ни свет ни заря бежит на работу. Вечером вижу: приходит в хорошем настроении. Скажет: все вернулись, и хлеб принесли, и сдачу вернули.
В другой раз надо было обувь закупить. Андрей Игнатьевич подал ребятам деньги (надо думать, сумма была немаленькая), мешки под обувь вручил. Парней не было три дня. Волновался директор – хуже некуда! Думал: ну всё, теперь уж точно посадят, что не уберёг ни ребят, ни общественные деньги. А ребята вернулись – и с обувью, и деньги, сколько осталось, возвратили. Оказывается, им пришлось ехать в другой город.
Я не раз говорила мужу: не доверяй ты им, чтобы не нервничать… А он в ответ: как же их воспитывать, если не доверять!?»
Скорее всего, подобных эпизодов в деятельности Андрея Игнатьевича было гораздо больше, но мне вспомнились только эти.
Мне почему-то кажется, что из этих беспризорников выросли достойные люди, и каждый из них выбрал добрую дорогу в жизни. По крайней мере, верить в это очень хочется.
Зинаида ЧЕЧУШКОВА, с. Квашнинское
© Редакция газеты «Камышловские известия»