К столетию школы № 58
4 февраля 1923 года. Управление Пермской железной дороги на больших узловых станциях открывает школы-семилетки для детей железнодорожников. Открывается школа и в Камышлове, в здании бывшего духовного училища. Сначала в ней были только начальные классы, но число учащихся росло с каждым годом, и уже в 1932 году школа сделала первый выпуск двух седьмых классов. Конечно, это заслуга всего педагогического коллектива, но прежде всего – директора школы В.Г. Цыбенко.
Основное внимание в первые годы работы, как и во всех школах той поры, уделялось ликвидации безграмотности и привитию нового мировоззрения. Но уже в конце двадцатых годов, наряду с общеобразовательными предметами, было введено трудовое обучение: мальчики стали заниматься в столярной, слесарной мастерских, девочки – в переплётной. Занятия вели Н.Н. Королёв и Г.Г. Вахлов. А поскольку я сама училась в этой школе в то время, то со всей ответственностью могу сказать: мы, девчата, очень любили работать в переплётной мастерской. Георгий Георгиевич был человеком разносторонних знаний, очень любил книги, и у него было правило – каждый урок читать какое-нибудь произведение. Так, за работой мы узнавали много интересного. Тогда не все дети имели возможность читать дома книги, и на занятиях у Георгия Георгиевича всегда царила полнейшая тишина. И всё же главной продукцией, которую выпускали школьники, были… табуреты. К слову сказать, во многих камышловских семьях, я знаю точно, те табуреты живы до сих пор – вот это качество!
В 1930 году в школе была введена единая форма: у девочек – коричневое платье с фартуком (чёрным для повседневной носки и белым в праздники), у мальчиков – тёмно-синие брюки и пиджак, рубашка серого цвета. Многие преподаватели и родители нововведение встретили в штыки – уж слишком эта форма напоминала форму учащихся прежних гимназий, однако она дисциплинировала ребят, учила их аккуратности, и это был её главный плюс.
В это же время появляются первые кружки для занятий по интересам, но преимущественно спортивные. И это было правильно – мы росли крепкими, здоровыми. Летом и малыши, и старшеклассники ходили в турпоходы до обуховских источников и в Бобылевский сад, который особенно любили мальчишки – там было хорошее футбольное поле. Зимой же – обязательно на Пышму, на каток. Всей спортивной работой в школе занимался один человек – Андрей Белозеров.
Был в школе и свой симфонический оркестр, руководил которым П.П. Бучельников. Но о чём я хочу рассказать подробнее – так это об устном журнале «Живая газета». Первое время его вёл учитель словесности Алексей Николаевич Губарь, затем – учащиеся старших классов Клава Вахлова и я, Полина Обухова (Корепанова). Выступали живогазетчики (образование новых слов было в моде – учились у Маяковского) в специально сшитой форме – синяя блуза и чёрная юбка у девочек, синяя рубашка и чёрные брюки у мальчиков. Мы читали стихи, пели песни (аккомпанировал на баяне Михаил Машаров, в будущем замечательный музыкант), но главное – высмеивали тех, кто плохо учился, кто не хотел вступать в комсомол (и такие были), кто не участвовал в общественной жизни – в вечерах, походах, в сборе металлолома, костей и птичьего помёта для удобрений (сегодня это кажется забавным, смешным, но тогда – серьёзным, ответственным делом). Словом, «Живая газета» учила каждого из нас активной жизненной позиции, и это тоже было правильно!
1932 год ознаменовался ещё и созданием учебного коллективного хозяйства. Землю тогда школа получила за Белым яром, а ответственным за работу учколхоза был назначен учитель географии В.В. Наумов. Выращивали картофель, морковь, капусту, свёклу. Урожай предназначался для детей-сирот, каковых было много, но часть его распределялась между работавшими в поле. Кто хорошо трудился, мог осенью принести домой ведра три картошки или мешок капусты – неплохое подспорье семье. Правда, просуществовал колхоз недолго. В 1934 году в школах Камышлова было введено фабрично-заводское обучение, что означало создание новых производственных мастерских и работу учащихся на предприятиях города.
1935 год тоже памятен в истории школы – тогда состоялся первый выпуск 10-го класса (16 человек). И я хочу назвать имена этих ребят, потому что каждый из них нашёл достойное применение полученным знаниям. Окончив вузы, стали инженерами Андрей Бакин, Владимир Бочкарёв, Михаил Буньков, Алексей Глазунов, Николай Кирпищиков, Надежда Скворцова. Ушли на производство также Клава Соболева и Зина Якубовских. Учителями в школы разъехались Вера Бубенщикова, Вера Инфантьева, Валя Королёва. Врачами стали Лида Порыгина, Ангелина Рухлова, геологом – Нина Оленева, музыкантом – Владимир Щеглов. Среди тех ребят была и я, чем очень горжусь!
Все перечисленные выше изменения нашли своё отражение и в названиях учебного заведения: семилетняя школа № 11 Пермской железной дороги в Камышлове (1932 год), фабрично-заводская школа № 11 Камышлова (1934 год), средняя школа № 11 железнодорожного узла станции Камышлов (1936 год). И даже Образцовая средняя. Всё же выпуск 10-го класса – неординарное событие для тех лет, и оно не осталось незамеченным. Но всё это – до декабря 1940 года. А после, в ходе составления единого реестра учебных заведений, находящихся в ведении Наркомата путей сообщения, школа получит новый номер и станет для каждого из нас просто пятьдесят восьмой.
Великая Отечественная война – особая страница в судьбе школы. Во-первых, после размещения в прежнем здании военного госпиталя она переехала в другое – на улицу Красных Орлов, 105 (сегодня в нём железнодорожная поликлиника). Во-вторых, поменялся учительский коллектив. Он состоял из преподавателей старой дореволюционной школы, а также девочек, которые ещё вчера сами были школьницами. Педагоги среднего возраста ушли на фронт. Кроме того, работу в школе приходилось совмещать с дежурствами в госпиталях – не хватало нянечек, медсестёр… Из того времени особенно памятен один эпизод: иду на дежурство вечером, а мне навстречу – три подводы, связанные между собой, и на каждой из них – груда тел, чуть прикрытых сверху рогожей. До сих пор вижу эту картину: пятки, пятки, пятки. И брюки с номерами. Жутко.
Но вернёмся к учебному процессу. С 1941 по 1964 годы им руководил мудрый педагог И.Ф. Брылин. Это он добился строительства нового здания на улице Свердлова, интерната для детей с разъездов и полустанков. Это он построил агрогородок с замечательной отапливаемой теплицей и большим плодоносящим фруктовым садом. Иван Фёдорович был награждён орденом «Знак Почёта» и удостоен звания «Заслуженный учитель школы РСФСР». Нам, начинающим учителям, он не уставал повторять: «Вы поставили учащемуся «неуд», значит, вы и должны ему помочь его исправить. А ещё он говорил так: «Не бойтесь идти в семьи ваших подопечных – там, в семьях, в самом близком окружении ребёнка, берут начало его удачи и неудачи».
Конечно же, мы прислушивались к словам директора. Каждый из нас проводил в неделю по три, а то и по четыре урока с отстающими, и результат не замедлил сказаться – уже к концу 1944-1945 учебного года успеваемость возросла до 99,6% и оставалась такой долгое время. Помнили мы и второе наставление директора – посещали семьи учеников, знакомились с родителями, обменивались полученными впечатлениями и уже с учётом этого строили взаимоотношения.
Годы работы с Иваном Фёдоровичем запомнились ещё и интересными комсомольскими собраниями – они начинались с пения какой-нибудь молодёжной песни, например, «Марша энтузиастов». Я помню, как преподаватель музыки Григорий Николаевич Бушманов недели две разучивал с нами слова, но зато потом мы пели так, что наши звонкие голоса перекрывали стук колёс идущих мимо школы поездов!
Время промчалось быстро – вот уже и я считаюсь ветераном: не веду уроки, не слышу весёлого шума перемен. И всё же школа для меня остаётся родным домом, и я желаю всем её ученикам, чтобы таковой она оставалась и для них.
Полина КОРЕПАНОВА, выпускница школы 1935 года (воспоминания написаны в 2001 году)
Фото из архива школы № 58.
На фото. 1928 год. Первый учительский коллектив школы. Возглавлял его В.Г. Цибенко (на снимке в центре, рядом с цветами).
© Редакция газеты «Камышловские известия»