Была такая студия
Конец 60-х ознаменовался в Камышлове тем, что в городе открылся новый просторный спортзал по улице Свердлова, в народе его называли «стройматериаловским». А летом 1970 года по городу прошел слух, что в клубе «40 лет Октября» начала работу цирковая студия. Звучало это как-то диковинно, экзотично. Цирк – в Камышлове! Более подробно о студии я узнал от Коли Артамонова, с которым вместе занимался в секции борьбы.
И вот я в «сорокалетке». Знакомлюсь с руководителем студии (он же директор клуба) Александром Александровичем Казанцевым. Сан Саныч, именно так называли его ребята, был человеком пластичным, с хорошо развитой жестикуляцией и чувством баланса. Именно эти качества выдавали в нем человека, искушенного в цирковом искусстве. В клоунаде он был хорош: фигура, жесты, мимика – залюбуешься. Кроме того, он брал на себя роль конферансье.
Немало парней и девчонок приходило в студию, остались немногие, но упрямые. И надо сказать, что закрепились как раз те, кто пришли первыми. Они и представляли все те номера, которые можно было подготовить в наших условиях и которые предложил им Сан Саныч. Мне, например, он объявил, что я буду эквилибристом на катушках.
И начались тренировки. Поначалу все сыпалось из рук: шарики, кольца, булавами поотбивал руки, плечи, попадало и в лицо, «перш» (палочка) не хотел стоять на лбу, катушки вылетали из-под ног.
Первые концерты мы дали уже осенью 1970 года. Выступали в Сухом Логу, Богдановиче, Курьях, во многих деревнях Камышловского района. Как правило, в первом отделении пел хор, руководимый Владимиром Перегримовым, второе отделение было нашим.
Кто они, камышловские циркачи? Первым готовым концертным номером у нас стал «Смешанная пара» в исполнении Сан Саныча и тогда еще восьмилетней Ольги Полуяктовой, ныне Южаковой. Начинался он гимнастическим этюдом с элементами акробатики, затем они переходили на катушки. Но перед тем, как «обработать» номер, Сан Саныч показывал, какой это коварный снаряд, как с ним трудно совладать. Потрепав немного нервы зрителям, затем он легко и непринужденно стоял на катушке как вкопанный (это обычный трюк у циркачей). После этого пара выполняла номер вместе, а поскольку Оля была у нас самая младшая, то зрители особенно тепло его встречали.
«Каучук» – так назывался номер Тамары Саволокиной (по мужу). Он тоже быстро вошел в концертную программу. Человек без костей, так можно было сказать про Тамару. На журнальном столике она так складывалась, что могла уместиться в чемодане.
Немало волнений вызывал номер «Вольтижеры» в исполнении Саши Макаридина, Левы Лоскутова и Люды Лимаровой. Два мальчика, сцепив руки, подкидывали девочку, которая делала в воздухе различные кульбиты и т.п. Мы всегда волновались за вольтижеров по той причине, что подкидывать человека – это ведь не булавой жонглировать. Бывали случаи, когда парни не совсем удачно ловили Люду.
Еще была у нас «тройка» на все руки – Коля Артамонов, Юра Пономарев и Володя Полуяхтов. Они показывали два номера. Первый – «перекидка булав». Порой и одному-то справиться с булавами сложно, а тут трое. В глазах рябило, когда они начинали кидать булавы «каскадом». Здесь они непременно срывали аплодисменты. Второй их номер – «Силовая тройка», который особенно приятно было смотреть: в маечках, атлетично сложенные, внешне спокойные, без напряга, они вытворяли такие немыслимые трюки, что дух захватывало. Но стоило это все многого труда и пота.
Сан Саныч выступал и с сольным номером. Он жонглировал. Мог жонглировать всем, что попадет под руку. А как он исполнял чечетку, красота!
Номер Володи Полуяхтова – «Эквилибрист на стульях» – держал в напряжении всех зрителей, которые страшно переживали за мальчика, ставящего стулья один на другой и карабкающегося под потолок. Некоторые женщины вытирали слезы во время его выступления. Действительно, было несколько жутковато видеть, как после третьего стула вся эта «архитектура» начинала раскачиваться вправо-влево. А установив пятый стул, Володя делал на нем стойку на руках. Когда же он заканчивал свой номер, в зале слышался вздох облегчения.
Кстати, подобный номер я видел в телепрограмме «Минута славы». Там все закончилось очень плохо. Артист упал на сцену, затем его, по инерции, выбросило в зал. Серьезная травма, скорая помощь…
После Володиного номера выступление на «Свободной проволоке» Коли Артамонова смотрелось легко. Свободная проволока – это металлический трос, натянутый между опорами. Начинался номер тем, что Коля вставал на проволоку на колени, где уже висел платочек. Он доставал его губами. После этого вставал, ходил вперед, назад, жонглировал, даже умудрялся сидеть на стуле, который стоял всего двумя ножками на проволоке. Очень зрелищный номер.
Я же в эквилибристике дошел до того, что на катушку ставил фигуру Z и пролазил сквозь обруч. Внешне номер, наверное, смотрелся легко, ведь мне очень помогли силовые занятия на борцовском ковре. На тренировках доходил до эквилибристики на трех-четырех катушках, но выступить с ними не довелось, так как учился в ГПТУ, и в мае 1971 года уехал в Кушву на практику.
К этому моменту я еще готовил номер «канатоходец», собственно, и к экзаменам готовился, не слезая с каната. Вот только выступить не удалось.
В 1972 году студия закрылась в связи с отъездом Сан Саныча. А мы, камышловские циркачи, спустя сорок лет еще можем кое-что показать из своих номеров…
Юрий ВАСЬКОВ,внештатный корреспондент.
Фото из архива автора.
© Редакция газеты «Камышловские известия»