В музее истории школы № 1 хранятся два письма из далёкого 1966 года. Одно пришло в апреле того года из Красноярска от Иовиллы Степановны Чепуриной, а другое – месяц спустя из Нижнего Тагила от Мариониллы Степановны Чепуриной. Письма адресованы пионерам 6 «а» класса, участвовавшим в написании истории школы.
Чепурины окончили Камышловскую женскую гимназию. Марионилла Степановна в 1915 году, а сестра – четырьмя годами позже.
Каждая строка писем-воспоминаний – свидетельство исторических событий, процессов, явлений. Известно, что специальный циркуляр 1887 года министра просвещения И.Д. Делянова ограничил приём в гимназии детей низшего сословия, за исключением «одаренных необыкновенными способностями». Младшая Чепурина все восемь лет учебы была отличницей.
Поступлению в гимназию предшествовало трёхлетнее обучение в прогимназии или церковно-приходской школе. Подтверждение этому есть в письме Иовиллы Степановны: «С 1909 по 1912 годы я училась в церковно-приходской школе, где очень много времени отводилось старославянскому языку, закону Божию, церковному пению. Дисциплина была палочная. Помню, на уроках пения били смычком по голове, ставили в угол на колени. В гимназии таких наказаний не применяли».
Марионилла Степановна вспоминала: «Учебный год в гимназии начинался молебном 16 августа и длился по 1 июня, то есть 240 дней. Семь дней в году разрешалось использовать на экскурсии, которые одновременно обогащали гимназисток знаниями о родном городе и позволяли отдохнуть от учёбы. Праздничных дней в году было
35-40, при этом нехристиане, обучавшиеся в гимназии, могли отдыхать во время религиозных праздников. Прежде всего – церковных или «двунадесятых». Их и было «двунадесять», то есть двенадцать, да в придачу ещё тринадцатый – праздник Пасхи, когда распускали по домам на целых две недели».
15 марта 1907 года министерством просвещения был издан указ о переводных экзаменах из класса в класс. Сёстры были согласны, что наличие таких испытаний очень дисциплинировало учениц, заставляло хорошо выполнять домашние задания, быть внимательными на уроках, заниматься дополнительно.
Циркуляром от 28 марта 1911 года министр просвещения Л.А. Кассо усилил требования к дисциплине учеников, запретил сходки, собрания. Для наблюдения за учащимися был разрешен надзор полиции, а на их квартирах можно было делать обыски. Строго обязательным стало для учащихся посещение церкви и соблюдение всех церковных обрядов. Иовилла Степановна писала: «За поведением гимназисток, за их нравственностью строго следили классные дамы. Особенно боялись нашей начальницы Елизаветы Ивановны Навалихиной. В Великий пост обязательно говели. В воскресенье ходили на исповедь. Мы, девочки, в политике не разбирались, но среди наших учителей тоже были передовые люди, к ним тянулась молодёжь. На всю жизнь сохранила в памяти светлый образ учителя закона Божия Тихона Андриевского. Это был умный, революционно настроенный человек. Он пользовался уважением и любовью у своих учениц. На уроках закона Божия он занимался вопросами философии. В своё время он окончил Духовную академию. В первый же день революции снял с себя рясу и включился в антирелигиозную пропаганду».
Надо отметить, Иовилла Степановна выучилась на окулиста и долгое время заведовала глазным отделением Красноярской краевой больницы, а Марионилла Степановна более тридцати лет учительствовала в нижнетагильской школе № 11. Достойное образование получили сёстры в Камышловской женской гимназии! И даже прожив жизнь далеко за пределами малой родины, сёстры Чепурины остаются гордостью Камышловской женской гимназии и нашего города.
Людмила АХМЕТШИНА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Два письма из далёкого 1966 года. Одно пришло в апреле того года из Красноярска от Иовиллы Степановны Чепуриной, а другое – месяц спустя из Нижнего Тагила от Мариониллы Степановны Чепуриной. Письма адресованы пионерам 6 «а» класса, участвовавшим в написании истории школы
Само слово Пионер звучит презрительно. А зря. Идейным вдохновителем создания музея школы была Карелина Н.М., затем Баева А.Л., Михайлова З.И. Достойное образование получили сёстры в Камышловской женской гимназии! И даже прожив жизнь далеко за пределами малой родины, сёстры Чепурины остаются гордостью Камышловской женской гимназии и нашего города.
Хорошо бы ЖГИ при КПК сохранить и развивать традиции женской гимназии, и её славу.
Красноярск и Н. Тагил, а всё это Россия, где и наш Камышлов.
Пионер – первый, что в этом презрительного?
Бойскаут, это точно не наше!