Чт, 25 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Чт, 25 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
10 декабря 2016, 16:00

Кино должно оставаться искусством



gПарк культуры

Кино… За этим коротким словом в годы моего детства, которое пришлось на середину прошлого века, скрывалось нечто таинственное, загадочное, волшебное. Может быть, от того что развлечений в ту пору у нас было немного, каждый поход в кино был событием, которое надолго оставалось в памяти.

Моя первая встреча с кино произошла… в пожарке. Было мне тогда лет пять-шесть. На улице Насоновской, в районе магазина «Рассвет», стояло здание, которое почему-то называли «пожаркой». Вот в этом здании мне и довелось увидеть первый в своей жизни кинофильм, сидя на деревянной скамейке в тёмном зале, где за спиной трещал киноаппарат с двумя бобинами. Впрочем, может, это было не совсем так. Возможно, просто эта картинка из какого-то старого фильма засела в моей голове. Говорят, много раз увиденное событие порой становится твоим собственным. Психологам такое известно. Я же могу сказать только одно, что «Абарая, бродяга я» врезалась в мою память на всю жизнь именно из такого «кинозала». О том, кто такой Радж Капур, а именно он и поёт эту многим известную песню в индийской мелодраме «Бродяга», я узнала много позже.

Все воспоминания о кино у людей моего поколения, конечно же, в первую очередь связаны с кинотеатром «Октябрь», затем с кинотеатром «Заря». И там, и там теперь магазины. Искусство в мире капитализма с его потребительской психологией, увы, конкуренции не выдержало, а жаль… Сегодняшние кинозалы превратились в этакие будуары, где собирается немного зрителей, возлежащих в удобных креслах с банками попкорна в руках. Таким зрителям нужно только зрелище, и потому наше современное киноискусство большей частью стало просто развлекательным. Фильмов и сериалов снимается много, но они, как в калейдоскопе, проходят, не затрагивая душу зрителя. Даже лучшие киноленты последних лет, такие, как «Сталинград», «Брестская крепость» или «Битва за Севастополь», на мой взгляд, слишком насыщены спецэффектами, а герои, их душевное состояние раскрываются слабо, и потому вряд ли кто-то сходу назовёт артистов, исполнявших главные роли в этих фильмах. Впрочем, на вкус и цвет, как говорится, товарищей нет, а потому вернусь в прошлое.

В то время фильмы шли по неделе, а то и больше. Билет стоил 10 копеек, и мы, ребятишки, выпросив у мамы, а чаще получив заветные пятачки у старьёвщика, шли в кино как на праздник. Кстати, вот ещё одно, накрепко связанное с кино воспоминание о старьёвщике. Сейчас это уже настолько забылось, что напомнить о нём стоит, тем более что сегодня всё чаще говорят о чистоте города, о страдающей экологии.

В годы моего детства по улицам на лошади ездил человек, который собирал макулатуру, старые тряпки, железо, словом, то, что называется «вторсырьё». Мы этого старьёвщика ждали с нетерпением. У него можно было обменять рваные половики на воздушный шарик с пищалкой, карандаши, краски, сосательные петушки или получить заветные 10 копеек, которые открывали дверь в волшебный мир кино.

«Человек-амфибия», «Алые паруса», «Девчата», «Весна на Заречной улице», «Разные судьбы», «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Судьба человека» – фильмы, наполненные романтикой, красотой человеческих отношений. Мы их смотрели по нескольку раз, и даже сегодня, выбирая между старым советским фильмом и новым российским, мой выбор падает на советский. И это не столько из-за ностальгии по прежней жизни, сколько из-за того, что хочется видеть настоящее искусство, а не поддельное, когда из абсолютно пустых глаз текут с осторожностью, чтобы не испортить макияж, «луковые» слёзы на фоне громкого крика: «Нет!»

Сейчас всё чаще раздается критика советского кино за то, что оно было подцензурным и не всегда отражало правду жизни. А как же быть тогда с фильмом «Мы, нижеподписавшиеся», где прекрасно показано, как и взятками, и подкупом, и соблазном добивались подписания сдачи недостроенных объектов. Было явление – было кино. И те же репрессии, отношением к которым теперь, как лакмусовой бумажкой, проверяют человека на приверженность «демократическим» принципам. Не зря я написала это слово в кавычках, потому что наша «демократия», на мой взгляд, с подлинной народной властью имеет мало общего, впрочем, как и на Западе.

Так вот о тех же репрессиях. Разве они не показаны, скажем, в сериале «Вечный зов», или мало правды жизни в фильме «Живые и мёртвые»? Там нет кровавых сцен, но изломанные судьбы героев представлены настолько ярко, что вызывают у зрителя и сострадание, и душевную боль. А это куда важнее.

Советское кино, на мой взгляд, хоть и подцензурное, было более правдивым, а строгая цензура не допускала, прежде всего, халтуры, поэтому каждый фильм был высоким искусством. Кстати, признанная всеми цензура продюсеров куда жёстче советской. Для продюсера главное «отбить», и желательно с куда большими процентами, вложенные в кинофильм средства, а потому упор делается на зрелищность. В угоду кассе не стесняются даже подправлять историю. Вот только один пример.

Читайте также:  Первый человек на деревне

Многие смотрели сериал «Жуков» – фильм про реального, всеми любимого полководца, который, как известно, попал в немилость к И.В. Сталину, а, значит, как тут обойтись без репрессий и без крови? И с экрана брызжет кровь, а сердце зрителя полно возмущения и ненависти к Советской власти, пожирающей собственных героев! Попробуй после этого убедить всех, что никто Жукова не бил! А между тем, в «Российской газете» эти факты полностью отвергаются дочерью генерала Жукова и сыном генерала Захарова, отец которого, по версии авторов фильма, тоже подвергался жестоким пыткам. Таких фильмов-ужасов про советское время создано множество, и молодёжь, не зная всей правды, по таким вот картинам судит и о жизни бабушек и дедушек, и о сталинизме, хотя именно в то время, говоря словами В. Маяковского, наша «республика строилась, дыбилась».

Однако я опять ударилась в политику, но куда от неё денешься? В сущности, она определяет нашу жизнь, как сегодня, так и в то время. Иногда, не скрою – доходило и до курьёзов.

 

Вспоминается такая история. Нам, инспекторам по делам несовершеннолетних, вменили в обязанность выступать с десятиминутной профилактической беседой в кинотеатрах перед началом фильма. Кое-кто, возможно, ещё и помнит это. И вот однажды я прихожу в кинотеатр «Заря» с такой беседой, а там идёт «Полосатый рейс». Пришлось отказаться от проведения беседы, чтобы не быть бесплатным приложением к комедии.

 

Я не склонна сейчас бросать камень в огород горкома, который, вероятно, получил циркуляр из ЦК КПСС, где предлагалось усилить профилактику детской преступности и безнадзорности, используя, в том числе, и эту форму работы. Ничего плохого в этом нет, другое дело, что кино в данном случае должно было быть яркой иллюстрацией к сказанному, такими, к примеру, были фильмы «Несовершеннолетние» или «Пацаны». К счастью, эта практика вскоре благополучно ушла в прошлое просто потому, что трудно печатному и устному слову по силе воздействия сравниться с кинофильмом. Не зря говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и то, что в мире сегодня процветают жестокость и насилие, мы обязаны, в том числе, и «голубому экрану», а в подтверждение к сказанному опять расскажу историю из реальной жизни.

В 90-е годы дети одной из наших школ в возрасте от 8 до 13 лет, насмотревшись американского фильма, сначала «играли в ниндзю», а потом впятером изнасиловали 7-летнего мальчика, «как в кино», по их собственному признанию. Это был первый случай мужеложства в нашем городе, где даже изнасилований среди подростков в те годы почти не было! Трудно найти более яркое доказательство того, как воздействует кино на неокрепшую детскую психику. К великому сожалению, примеров, когда подростки, путая реальную жизнь с экранной, сами берутся за оружие, в последнее время становится всё больше.

Заканчивается 2016 год, объявленный годом кино. Конечно, здесь, в маленьком уральском городке, мы вряд ли способны решить названные мной проблемы, но их могут и должны решать наши депутаты, особенно те, которых мы выбираем в областную или в Государственную Думы. В это хочется верить, потому что пусть медленно, но всё же верно и упорно наша страна начала обретать собственное лицо. Мы в полный голос заговорили о патриотизме, о величии духа собственного многонационального народа, веками жившего в мире и дружбе, о величии русского языка. Но патриотизм нельзя воспитать, оплевывая прошлое. Кровавые страницы истории были в жизни любого государства, не стоит ими упиваться и без конца посыпать голову пеплом. Надо идти дальше. А дальше могут идти только сильные и смелые, духовно богатые люди. Их надо воспитывать, в том числе и образами киногероев.

Говорят, Америку сделал Голливуд. И это недалеко от правды. Возьмите любой американский фильм. Там даже «плохие парни», в конце концов, либо погибают, вызывая сочувствие своим раскаянием, либо всегда спасают мир. Пора нашему кинематографу именно в этом плане брать пример, потому что кино, особенно здесь, в глубинке, где нет театров, действительно, как говорил В.И. Ленин, важнейшее для нас искусство, это не что иное как идеологическое оружие, а оружие должно быть в руках государства.

 

Ольга НИФОНТОВА

Фото Кинопоиск.ру
На фото. С кинолентой «Полосатый рейс» в жизни О.В. Нифонтовой связана интересная история.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.