Елена МАРКОВА
9 часов утра. Горит товарная контора ОАО «РЖД». Пожарный поезд с дежурным караулом уже в пути. Красный состав из четырёх вагонов «паркуется» прямо напротив дымного здания. Трое огнеборцев в «боёвках», касках быстро протягивают пожарные рукава, ещё трое разворачивают пост безопасности, надевают аппараты (похожи на противогазы, только с баллоном, наполненным сжатым воздухом), измеряют уровень воздуха и забегают внутрь.
В считанные секунды они исследуют помещения и находят заблокированных в дыму людей. Спасённых работниц выводят по веревочке, чтобы не потерялись. Оказалось, в опасности остался ещё один человек. Он без сознания. Пожарные снова спешат на помощь, находят лежащего мужчину, поднимают его и выносят на улицу, где оказывают первую медицинскую помощь. В это же время другие члены караула заливают здание водой.
Всё слаженно. Отработано до мелочей. Сегодня это лишь учения, которые проходят минимум три раза в год, а завтра на «железке» может произойти реальный пожар, чрезвычайная ситуация или техногенная катастрофа. И тогда красный поезд станет первым и главным помощником в тушении огня.
Каждый вагон имеет свою особую начинку. В одном хранится шанцевый инструмент для ликвидации чрезвычайных ситуаций: сорбент, песок и различные изолирующие вещества и материалы, запас пожарных рукавов (каждый по 20 метров, соединив их между собой, получим 1500 метров). Две цистерны, наполненные водой (в каждой по 70 тонн), их зимой отапливают. Ещё в одном вагоне (переделан из пассажирского) находятся насосная станция, мотопомпы СПУ 40/100 (подают 40 литров воды в секунду), пожарное техническое вооружение, пенообразователь. И личный состав.
К сожалению, пожары на железной дороге и прилегающей территории происходят регулярно. Да и городским огнеборцам помогать приходится. Начальник Камышловского пожарного поезда С.В. Кузнецов рассказал, где приходилось ликвидировать огонь за последние несколько лет.
Май 2009 года. На станции Ощепково горят жилые бараки. Выгорел один из трёх, охваченных пламенем. Беда случилась как раз в День Победы. Пожарные машины не справлялись, на подмогу пришел наш поезд. Час работы – и огонь сдался под натиском мощного потока воды.
В 2010-м железнодорожные пожарные выезжали на тушение лесов в Тюмени, вблизи Кокшаровского перегона, а также торфяников на станции Войновка.
В апреле 2013 года на перегоне Аксариха-Камышлов горел вагон-ресторан поезда, следовавшего из Новосибирска в Адлер. К моменту, когда прибыл пожарный состав из Камышлова, все пассажиры находились вне вагона. Огонь «гулял» в подпотолочном пространстве. Пришлось потолок сначала разобрать, а уже потом тушить вагон.
В день открытия Олимпиады 9 февраля 2014-го на Каменск-Уральской станции произошёл сход четырех цистерн с пропаном. Одна из них загорелась. Заливать её водой или химикатами бесполезно, нужно было дождаться, пока газ выгорит. Главная задача – не дать загореться другим цистернам, а для этого их охлаждали, постоянно поливая водой.
Пусть пожары на железной дороге случаются не так часто, как в населённых пунктах, но работы хватает. Кто может пополнить ряды железнодорожных огнеборцев? Любой желающий, даже без образования.
– Я сам пришёл сюда четыре года назад, – рассказывает заместитель начальника пожарного поезда Д.В. Солдатов. – Первоначально прошёл обучение непосредственно на месте, а затем, как и другие, учился в Нижнем Тагиле. И всё, утвердившись в карауле, отправился в путь профессии. Ситуации разные бывают, работать здесь почётно, интересно и совсем непросто.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Умело координировал действия пожарных и машиниста насосных установок начальник караула Станислав Сергеевич Сенцов.
© Редакция газеты «Камышловские известия»