К 140-летию школы №1
3 октября исполняется 140 лет со дня открытия Камышловской женской гимназии. 1 октября в школе № 1 пройдет торжество по этому поводу. А сегодня мы предлагаем вашему вниманию перелистать страницы истории.
Все начиналось с гимназии
В Камышлове и его уезде земство уделяло образованию особое внимание. К 1870 году у нас было всего 23 школы, то есть одно заведение приходилось на 9897 человек. Самая первая в уезде школа появилась в селе Катайском в 1838 году. Детей обучали малограмотные, случайные люди.
Для работы в учебных заведениях требовались подготовленные кадры. Поэтому 3 октября 1871 года открывается Камышловская женская прогимназия, которая сыграла большую роль в развитии просвещения. У учебного заведения не было своего здания, и городской глава Васильев предоставил безвозмездно свой дом, а председатель земской управы Василий Григорьевич Олесов пожертвовал на открытие 300 рублей (сумма по тем временам немалая).
Прогимназия стала единственным источником подготовки учительских кадров, ее выпускницы шли на педагогическую работу в начальные училища, школы. До 1901 года в ней было четыре класса плюс подготовительный, а в 1901 году открыли пятый, затем ежегодно прибавлялось по одному классу, и в 1904 году прогимназия была преобразована в гимназию. В 1912 году здесь было 8 классов, шесть параллельных отделений, три отделения приготовительного класса. Всего обучалось 587 учениц.
Большую помощь в содержании учебного заведения, в оплате обучения оказывал попечительский совет, который решал денежно-хозяйственные, ремонтные, строительные вопросы. В него входили статский советник В.С. Максимов, начальница гимназии Е.И. Навалихина, титулярные советники Я.Е. Крупин и Н.А. Сельский, потомственный почетный гражданин А.М. Скачков. В распоряжении совета имелся капитал Ю.В. Сысоевой в семьсот рублей, пожертвованный коллежским советником П.Д. Сысоевым. Стипендией Ю.В. Сысоевой поощрялись беднейшие ученицы гимназии по выбору попечительского совета (например, в 1912 году она составила 28 рублей в год для одного человека).
Сама жизнь требовала увеличения помещения гимназии, и оно было возведено по проекту инженера Фальковского. Эскиз же составлен окружным архитектором Чаплицем, исправления внес архитектор Шилко по поручению министерства народного просвещения.
В младших классах гимназии преподавались: русский язык, арифметика, естествознание, география, алгебра, космография, гигиена, славянский язык, английский и немецкий, закон божий и танцы за особую плату.
В 1907 году открылся «специальный» класс, по окончании которого выпускницы имели право быть домашними учительницами, обучать математике, истории или русскому языку, а также преподавать эти предметы в младших классах школы.
Обучение было платным – за год от 20 до 30 рублей. От платы освобождались не более 25 процентов учащихся. Причем только те, родители которых предоставляли сведения, свидетельствующие о недостаточности материальных средств.
В гимназии учились дети из Камышловского, Шадринского, Ирбитского уездов. В 1893-94 годах обучались 208 человек, в 1907-м – 441 ученица.
Из воспоминаний Александры Кузнецовой: «В 1912 году я держала вступительный экзамен в первый класс гимназии. Выдержала отлично. После экзаменов мне объявили, что я принята. В течение лета родители купили учебники, сшили немудреную форму, сделали постельку, которая состояла из кошомки, одеяльца, маленькой подушечки. Подготовка моего «приданного» требовала средств. Сделать это было не так легко – семья жила бедно. В августе 1912 года, когда я приехала на учебу, мне отказали в приеме, объявив, что нет мест.
Занятия начались 15 августа, и я каждый день ходила в школу, подолгу стояла в коридоре, но никто меня не замечал, кроме Людмилы Алексеевны Щегловой. Она подходила ко мне, гладила по голове и косе, утешала. Домой, в деревню, не уезжала, думала: «Если уеду, то назад уже не вернусь». Мне очень-очень хотелось учиться. Прошло две недели, и подошла ко мне Людмила Алексеевна с радостной вестью. Она сказала: «Девочка, ты принята».
Пример для воспитанниц
В гимназии работали самые лучшие учителя. Образование они получали в Оренбурге, Казани, Перми, Москве. Начальница гимназии и учителя неизменно носили форму и были примером для своих воспитанниц. Они всегда были аккуратны, подтянуты, вежливы. Расскажем о некоторых из них.
Елизавета Ивановна Навалихина (Агапова) прибыла в Камышлов по назначению Оренбургского учебного округа осенью 1877 года, после окончания Оренбургского Николаевского института. Ей было 20 лет. До приезда в Камышлов работала два года в Бердской станице Оренбургской губернии домашней учительницей детей одного врача. В 1877 году Елизавету Ивановну избрали начальницей гимназии.
В 1880 году она выходит замуж за Евгения Григорьевича Навалихина, потомственного почетного гражданина. Е.И.?Навалихина при общем высоком уровне культуры свободно владела французским языком. В 1902 году коллектив учителей и общественность города отмечали 25-летие трудовой деятельности начальницы гимназии.
С приходом советской власти Елизавета Ивановна была оставлена на своем посту и продолжала быть заведующей школой 2-й ступени. По болезни вышла на пенсию на 65 году жизни, имея стаж работы 45 лет. «Добрым словом хочется вспомнить начальницу гимназии Елизавету Ивановну Навалихину. Она была человеком гуманным, отзывчивым, но строгим и требовательным, умела держать в поле зрения весь коллектив учащихся. Мы боялись её и уважали. Для меня было самым большим наказанием, если, узнав о моих шалостях, она скажет: «Не ожидала я от вас этого, Надина!» Легче было бы, если она наказала меня по заслугам. Ясно, что услышать еще раз такое порицание не хотелось» (из воспоминаний гимназистки 1916 года Н.П. Иевлевой).
«Особенно светлой личностью был в гимназии учитель истории Николай Геннадьевич Годнев. В Камышлове он был в административной ссылке. Работал в женской гимназии с 1906-го по 1912-й год.
Это был замечательный человек, чуткий, отзывчивый, талантливый педагог, хотя и молодой. Он пришел к нам в гимназию сразу после окончания Казанского университета. Уроки его всегда были содержательными. Все исторические события он освещал так, как было на самом деле, а не так, как полагалось знать нам», – пишет в своих воспоминаниях гимназистка Н.П. Иевлева.
«Он внес свежую струю в нашу школьную жизнь… Годнев ссылался на лекции Ключевского… Чтобы ознаменовать наше окончание гимназии, Годнев предложил организовать экскурсию в Петербург и Москву. С большим трудом и настойчивостью он добился разрешения на эту экскурсию. Не один бой выдержал с педсоветом и родительским комитетом, победа осталась за ним, поездка состоялась. Надо сказать, с этой нелегкой и ответственной задачей он справился блестяще. Годнев хорошо знал все достопримечательности в городах, где мы останавливались, и везде он был неутомимым гидом – в Екатеринбурге, Перми, Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани», – читаем в воспоминаниях М.А. Кузнецовой.
«Мы все любили учительницу географии Людмилу Алексеевну Щеглову за ее приветливое, вежливое обращение с учащимися, за ее умение красочно говорить. Она так рассказывала, что создавалось впечатление, что все это она видела своими собственными глазами», – пишет в своих воспоминаниях Н.П. Иевлева. Л.А. Щеглова продолжала работать в Единой трудовой школе и после Октябрьской революции.
Из воспоминаний М.А. Кузнецовой: «Хочется особо сказать о Марии Георгиевне Исаевой – преподавателе истории. Когда я училась в 6-7-х классах, Мария Георгиевна на уроках давала нам материала побольше, чем в учебнике. Иногда приглашала к себе домой небольшую группу девочек и читала им, конечно, не учебник, а другие источники. Бывшая гимназистка Н.П. Иевлева вспоминала: «Мария Георгиевна была человеком широкого кругозора. Она много путешествовала, была во Франции, Италии, Греции и ряде других стран. Она осталась в памяти гимназисток не только как учительница, но и как обаятельный человек. Всегда была аккуратна, подтянута, вежлива».
Мое сердце навсегда останется благодарно моим дорогим учителям. Низко кланяюсь Ольге Степановне Макаричевой, учительнице физики, приблизившей меня к себе и позволившей работать с умными приборами в физкабинете во внеурочное время. Это она нашла нужным подарить мне свою фотографию с надписью, ставшей девизом моей жизни: «Будьте такой же хорошей работницей в жизни, какой были в школе», – пишет в одном из своих писем в школу Парасковья Русалина, выпускница 1917 года, ставшая впоследствии ученым-биохимиком с мировым именем.
Окончившие курс выпускницы работали в сельских школах и училищах уезда. А Серафима Николаевна Кашина, Анна Ивановна Зеленцова, Евлампия Петровна Шилко, Валентина Петровна Крупина многие годы преподавали в родных стенах.
В советский период работали в школе № 1 выпускницы-гимназистки Лидия Андреевна Голенищева, Александра Флегонтовна Иванова, Мария Александровна Кузнецова, Надежда Павловна Шевелева (Иевлева).
Кстати.
В 1871 году на одного грамотного мужчину приходилось 38 неграмотных, на грамотную женщину – 484 неграмотных. Главный контингент преподающих в народных училищах Камышловского уезда состоял из бывших воспитанниц женской гимназии. На 1 января 1898 года в уезде числилось 90 учительниц, 52 из них окончили курс прогимназии в Камышлове.
К печати подготовила Зинаида МИХАЙЛОВА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
таких учителей как Л.А. Голенищева, Н.П.Ивлиева, М.А.Кузнецова, выпускниц женской гимназии на руках носили в ХХ веке. С них надо брать пример всем учителям нынешним. Следовать законам педагогики, души людские раскрывать и свою душу детям отдавать. Счастье повстречать на жизненном пути таких педагогов.
Вас тоже многие ученики вспоминают добрым словом. С наступающим Днём учителя и юбилеем школы!