Чт, 9 мая. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Чт, 9 мая. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Люди-полиграфы
05 октября 2021, 18:00

Люди-полиграфы



Елена ДУБЫНИНА

Всегда считала, что отдел уголовного розыска МВД – один из элитных, где сотрудникам приходится встречаться с человеческой подлостью, жестокостью, лживостью и сохранять при этом спокойствие и хладнокровие, рыть землю, но найти преступника, доказать его вину. Накануне профессионального праздника мне удалось пообщаться с сильными, проницательными и в тоже время простыми в общении оперативниками.

Атмосферно, как в сериале

– Поговорите с ребятами, – встретил меня в отделе полиции заместитель начальника полиции по оперативной работе подполковник Р.А. Джалолов и проводил в один из кабинетов прямо по коридору второго этажа, – только писать имена и фамилии не надо, ни к чему людям знать, кто именно работает в нашем отделе.

В небольшом кабинете стоят два стола, диванчик и стулья. Здесь очень тепло, солнечный свет проникает сквозь окна с деревянными рамами, вся мебель – времён СССР. Атмосферно, как в старых сериалах про милицию.

– Не садитесь на этот стул! – обратился ко мне один из полицейских, – на нём жулики сидят. Или оставайтесь, может, явку с повинной напишете.

– Так я законопослушный гражданин, – улыбаясь, отвечаю ему, устроившись на другом месте.

– Ну это не ваши заслуги, это наша недоработка, – продолжили шутить полицейские.

Надо сказать, что с чувством юмора у них всё прекрасно! Впрочем, как и со знанием закона. О чём бы я не спросила мужчин, ответ всегда чётко сводился к какой-либо статье Уголовного, Административного кодексов, Конституции.

– Вы так умело апеллируете статьями УК РФ потому что ездите на повышение квалификации? – интересуюсь у Аркадия (имя изменено).

– У нас тут все законы знают, но я много лет в участковых был, потом опером стал, в целом 25 лет в полиции работаю, – отвечает он. – На обучение нас регулярно отправляют, причём учат тому, что мы и сами прекрасно знаем. Учат по шаблону, а жизни-то не знают. Вообще, работая в уголовном розыске, волей-неволей все статьи законодательства будешь знать.

В этот момент в кабинет заглянул молодой сотрудник, явно в приподнятом настроении, но общаться с прессой отказался.

– Я свидетельствовать против себя не буду – статья 51 Конституции РФ, – смеясь, говорит он.

– А ты ему скажи про 91 статью, – подсказал мне третий полицейский.

Всё время в их кабинет кто-то заходил, что-то уточнял и уходил. Круговорот людей в форме и без. Одни шутили, рассказывая о каком-либо рабочем моменте, другие были серьёзны. Меня не покидало чувство, что я нахожусь среди людей, плотно работающих в команде, налету подхватывающих мысли друг друга.

– А здесь иначе никак. Неважно, на твоей оперативной зоне произошло преступление или нет, над его раскрытием работают все! – прокомментировал один из полицейских. – Коллектив – единственное, что здесь держит. Люди, с которыми работаешь плечо к плечу изо дня в день, – вот что главное. Здесь своя атмосфера, когда все работают на одно дело, не считаясь со своими проблемами. Однако человек должен быть готов, что в уголовном розыске ты полностью будешь посвящён работе и не будешь замечать ни дни, ни ночи.

Кстати, в уголовном розыске нет случайных людей, просто так с улицы сюда не попасть, даже если обладаешь спецобразованием. Все, кто здесь работают, проявили себя в полиции в других отделах, зарекомендовав свои положительные качества. Здесь нет рутины, каждый день сотрудники отдела должны достигнуть результата по раскрытию преступлений, найти вора и вернуть владельцу украденное имущество, сформировать доказательную базу по уголовному делу, проведя следственные действия. Их ещё бы от бумажной волокиты избавить, чтобы предоставить больше времени на оперативную работу…

– Какие преступления на нашей территории случаются чаще всего? – интересуюсь у оперуполномоченных полиции.
– Как и по всей России – кражи, возросло количество интернет-преступлений. С весны цена на чёрный металл выросла в разы, так у нас столько заявлений на взломы гаражей, проникновения на дачи, снятие ворот и прочего было!

– Удалось найти кого-нибудь из «металлистов»? – спрашиваю оперативников.
– В 90 процентах случаев это одни и те же люди, они уже находятся в СИЗО, сразу по городу случаи взломов гаражей прекратились. Подростки продолжают железо тащить, но с ними работать сложнее, знают, что наказание последует мягкое…

Читайте также:  Опасна, но очень важна

– Участились ли случаи убийств, и изменился ли характер тяжких преступлений?
– Почти все убийства происходят на бытовой почве: кто-то нагрубил, обидел, изменил, – говорит Василий (имя изменено). – Не заказные, как в 90-е. Нельзя сказать, что криминальных смертей от года к году становится меньше, но и больше не становится.

– А «висяков» много?
– Правильнее – бесфигурантное дело, то есть лицо, совершившее преступление, неизвестно. Если вас интересует информация по убийствам, то за последние годы «висяков» не появилось, за исключением «потеряшек», – людей, которые уходят в неизвестном направлении. Более того, перед нашим отделом стоит задача не только по раскрытию свежих преступлений, но и прошлых лет.

Так, Аркадий рассказал, что ему удалось недавно закрыть дело об убийстве мужчины, совершённом в 1997 году. Тогда его тело нашли на просеке. Каким образом спустя столько лет бывший участковый вышел на след преступника – загадка, раскрывать которую он не стал. Убийцей оказалась женщина, отравившая мужчину из-за межличностного конфликта. Её уже не привлекут к ответственности за истечением срока давности совершённого преступления, но дело доведено до конца, и это главное.

Как нас разводят?

Часа через два меня проводили в соседний кабинет, чтобы познакомить с сотрудником, специализирующимся на раскрытии киберпреступлений, интернет-мошенничества и так далее.

Недавно жертвой мошенников стала одна пожилая женщина. Она рассказала Игорю (имя изменено), как её «спасали» по телефону от «преступника», желающего оформить кредит по доверенности от имени женщины. Бабушка слепо следовала инструкциям, которые ей диктовали по телефону: убедили взять другой кредит и перевести деньги на «безопасные» счета, но только не в самом банке, а в терминалах, расположенных в сетевых магазинах. Всё это время женщина будто находилась под гипнозом, не отвечала на звонки родных и вела переговоры только с мошенниками.

Другую женщину, любительницу авантюр, обманули, предложив заработать лёгкие деньги. Ей на новенький смартфон кинули ссылку, попросили установить приложение. Поскольку она не особо разбиралась в технике, преступник сказал: «Ничего страшного, сейчас на вашем мониторе появится точка, куда она будет двигаться, туда и кликайте», то есть он дистанционно управлял телефоном женщины. Совершив несколько операций, он не только завладел её деньгами, но и испортил смартфон.

– Сегодня есть программы, которые позволяют изменять голос, – рассказывает сотрудник уголовного розыска, – совершать подмену номера (вы видите, что вам звонит, например, сервисный номер 900, а на самом деле звонок ведётся с другого номера) и совершать другие махинации. Будьте осторожны, не верьте никому, кто бы вам ни позвонил (даже если человек представляется полицейским), не переходите по сомнительным ссылкам, не устанавливайте непроверенные приложения, не делайте предоплату по объявлениям, размещённым в интернете.

Раскрыть такие преступления чрезвычайно сложно не только камышловским полицейским, это бич России. Да, базы данных есть, и установить территорию, откуда совершались звонки, удаётся (Украина, Беларусь, Польша и так далее), но всё упирается в иностранные серверы. Работа с Интерполом налажена, но не приводит к желаемому результату – если деньги ушли, их уже в 90% случаев не вернуть. А вот тех, кто находит банковские карты и совершает списание денежных средств, почти всегда находят. Но об этом мы расскажем в следующем материале.

Сегодня мне посчастливилось пообщаться с профессионалами своего дела, в компании которых четыре часа пролетели как 15 минут. Они интересные, образованные, умеющие многое определить по мелким деталям, на которые мы и внимания не обратим. Люди-полиграфы, живущие на работе, избавляя наше общество от преступников. «Мы не волки, а санитары леса», – так говорил герой одного из сериалов про ментов в моём детстве, такими я и увидела оперативников в Камышлове. Спасибо за службу, и всех вам благ!


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.