Наше интервью
Илья ЗЫРЯНОВ
В календаре неофициальных праздников есть Международный день блюза. Отмечают его в ту же дату, что и наш День города – в первую субботу августа. А появился праздник одновременно с нашим фестивалем «UralTerraJazz» – в 2013 году. Такие вот странные совпадения. На нынешнем фестивале именно блюза в разных его вариациях звучало много. И сегодня мы беседуем с одним из его исполнителей, игравшим концерт во дворе художественной школы – Василием Беля.
Василию 29 лет, родом из города Южноуральска Челябинской области. Там он учился в детской музыкальной школе по классам скрипки и фортепиано, при этом почти самостоятельно осваивал гитару и искусство пения. Уже в пятом классе выступал в своём первом ансамбле. Переехав в Екатеринбург, окончил Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского по классу вокала. А последние несколько лет сам преподаёт его в одной из школ уральской столицы, совмещая эту работу с активной концертной деятельностью по всей стране в различных музыкальных составах, таких, как «Cozy Ghost Trio», «Belya & Lamba», «Bob and the Monsters» (до 2021 года) и других.
Василий Беля является резидентом клуба «EverJazz» и организатором благотворительного музыкального фестиваля «Sun for Everyone». Пожалуй, самый масштабный проект с его участием – это трибьют-шоу «Floyd Universe», воссоздающее на сцене образ и звучание группы «Pink Floyd». В нём он исполняет вокальные партии участников легендарного квартета – Роджера Уотерса, Дэвида Гилмора и Ричарда Райта.
Недавно Василий стал обладателем премии «Голос года» по версии екатеринбургского радио Rock Arsenal 104.5 FM. Исполнительский репертуар его очень широк – от хитов в стиле регги до джаза. Но всё же основными направлениями являются рок и блюз. Музыкант пишет и собственные произведения, предпочитая при этом родной язык любимых жанров – английский.
– Василий, многих камышловских слушателей поразило ваше исполнительское мастерство. Что нужно, чтобы уральский парень стал петь блюз, как заокеанский рок-музыкант?
– Мне сложно дать какой-то уникальный рецепт, который работал бы для всех, – говорит Василий Беля. – Рок-музыка иногда кажется простой, но за ней стоит очень многое. Прежде всего её нужно любить. Потому что она очень эмоциональная и экспрессивная. Ну и практиковать, заниматься, найти какие-то новые грани восприятия, прежде всего для себя. Когда поёшь разные песни, ты что-то открываешь, понимаешь, что у тебя лучше получается. И становишься более органичным и гармоничным в этой музыке.
– У нас вы играли концерт в дуэте с екатеринбургским клавишником Тимуром Юсуповым. Это некий долгосрочный проект?
– С Тимуром мы играем в разных составах уже достаточно давно. Именно этому проекту примерно полтора года. Мы решили сделать что-то камерное из песен, которые не могли играть в других коллективах. Потому что они не подходили по концепции или жанру. Плюс мы добавили ещё немало авторских композиций в эту программу. И думаю, продолжим её играть.
– В Камышлове вы выступали впервые. Как вам город, праздник, наши фестивали?
– Мне очень нравится путешествовать, и когда получается съездить даже в небольшой соседний город, я всегда радуюсь. Камышлов понравился архитектурой. Тем, что всё как-то в едином стиле, много старых домов. Город достаточно уютный. Мне не понравились бесконечные вывески на этих самых домах – с названиями заведений, рекламой и прочим. Как раз эту уютность и красоту они скрывают и в целом вид портят.
Из хорошего ещё отмечу наличие джазового фестиваля в День города. Честно говоря, в первый раз с таким сталкиваюсь. И очень здорово, что люди уже который год слушают такую непростую музыку. Мне, конечно, сложно судить о ситуации с культурой в городе в целом, но наличие столь крупного музыкального события с артистами со всей страны уже о многом говорит. Это безусловный плюс. Желаю городу развития. Сами горожане, с которыми мне довелось общаться, тоже очень понравились.
– Именитые музыканты в нашем маленьком городке, возможно, не получают той отдачи от публики, на которую обычно рассчитывают. Как было в вашем случае?
– Атмосферой на нашем концерте я был вполне доволен. Когда я был на стадионе и слушал два коллектива, мне показалось, что реакция была соразмерной их подаче.
– Можно ли вообще джазом и блюзом увлечь большую уральскую аудиторию, чем сейчас?
– Как минимум в Екатеринбурге в этом отношении всё неплохо. Местами даже очень хорошо. Есть несколько джазовых фестивалей. В клубе «EverJazz» каждый день проходят концерты разных исполнителей. Иногда по два и по три концерта. По моим наблюдениям, публики становится всё больше. На наши выступления тоже приходит достаточно много слушателей, и мне нравится, как в этом плане развивается город. Конечно, можно сравнивать себя с Москвой и Петербургом. И порой нужно, я считаю, потому что потенциал у Екатеринбурга очень большой. Это классный город, во многом уникальный. Понятно, что соревноваться, наверное, бессмысленно. Но ориентироваться, что-то перенимать и брать на вооружение из культурной жизни можно и нужно смело.
– Ваш принцип петь только на английском может быть пересмотрен для преодоления языкового барьера?
– У меня нет такого принципа. Просто в определённый момент я сделал выбор в пользу английского, стал изучать его и петь на нём песни. Меня это до сих пор увлекает по ряду причин. Что касается исполнения песен на русском, то никаких предубеждений и никакой фобии тут у меня нет. Я принимал участие в проектах, где песни звучат на русском, с удовольствием записывал и запишу ещё, если будут классные музыка и текст. Может быть, и сам что-нибудь напишу. Но на данный момент мы записываем песни на английском, я продолжаю его учить, беру уроки, и мне это нравится. Я не вижу здесь какого-то противоречия.
– Вы упоминали, что классическая музыка вдохновила вас на занятия скрипкой. Почему всё же предпочли гитарный блюз?
– Скрипка была детским увлечением. Я начал ею заниматься в шесть или семь лет и просто не осознавал, насколько глубоко нужно погружаться в эту музыку. Это достаточно сложный инструмент, который требует отдачи. Мне многое нравилось в музыкальной школе, там замечательные преподаватели. Но в том возрасте меня увлекали другие, возможно, более приземлённые вещи. При всём этом тот материал, который мне давали в школе, пополнял мою культурную базу, хотя я этого и не осознавал. Впоследствии, когда в моей жизни появилась гитара, это, безусловно, помогло. Потому что уже было много разного хорошего опыта: игра в ансамбле, сольные выступления, изучение классической музыки, джаза и блюза в том числе. Важный момент: я ведь не только гитарный блюз играю. Это скорее рок-музыка с блюзовыми корнями. Я могу назвать с десяток самых любимых мною групп, и у них везде прослеживается именно блюзовое влияние. Я этого влияния также не избежал.
– Есть некий классический образ блюзмена в костюме и галстуке, кочующего с гитарой автостопом от одного бара к другому. А какой образ жизни ведёт современный блюзмен?
– Я считаю, что придерживаться какого-то клише типичного рок-музыканта, типичного блюзмена, джазмена – это не очень интересно. Я поиграл в это, когда мне было лет двадцать. Дальше предпочёл не отвлекаться на различные штампы и быть индивидуальностью. Для этого надо много чего осмыслить, поглотить, пытаться разобраться в чём-то. Это сложно. И я сталкиваюсь в своей жизни с ситуациями, в которых хочется сразу принять какую-то общепринятую точку зрения на тот или иной счёт, потому что это проще. Но лучше всё-таки учиться осмыслять и анализировать всё, что происходит вокруг.
– В фильме Crossroads, книге «Блюз чёрной собаки» и других произведениях популяризируются мрачные легенды, связанные с блюзом как жанром. Действительно ли он отличается от остальной музыки чем-то магическим?
– Безусловно, блюз – это музыка магическая. Но в принципе каждая музыка имеет свой определённый вайб (с английского vibe – вибрации – прим. ред), свой дух. Легенды и мифы про встречи с потусторонними силами на перекрёстках и прочее меня с самого начала сильно увлекли. Это один из атрибутов, которые привлекают внимание к такой музыке и потом оставляют некий ореол мистики вокруг песни. Ну и, конечно, слушая саму музыку, вникая в тексты, подобные вещи в них находишь. Этот ореол таинственности продолжился и в рок-музыке. Для меня это безусловный плюс, потому что иначе как будто и настоящего искусства не бывает. Это ведь и для живописи характерно, и для кинематографа, и прочего. Везде происходят вещи, которые можно описать и как совпадение, и как мистику. Но как бы то ни было, они завораживают и порой добавляют новые грани в произведение искусства. Для меня это, повторюсь, стало дверью, которая меня завлекла. И я эту дверь открыл.
Фото Сергея Озорнина.
на фото. Василий Беля (справа) и Тимур Юсупов играют концерт во дворе художественной школы на фестивале «UralTerraJazz-2023».
© Редакция газеты «Камышловские известия»