Впервые в России праздник 1 Мая (даты даны по новому стилю) отмечается свободно, активное участие в демонстрациях и митингах наряду с рабочими принимают солдаты. И в этот же день министр иностранных дел Временного правительства П.Н. Милюков направляет союзникам ноту*, в которой подтверждает участие России в войне до победного конца и необходимость обеспечить мир на условиях «гарантий и санкций».
3-4 мая. Нота П.Н. Милюкова вызвала бурные демонстрации с требованием мира и передачи власти Советам. Большевики приступили к формированию Красной гвардии. Это были так называемые «апрельские дни».
5 мая. А.А. Блок пишет в этот день жене: «Неужели ты не понимаешь, что ленинцы не страшны, что всё по-новому, что ужасна только старая пошлость…».
6 мая выходит закон об образовании заводских комитетов, осуществляющих контроль за увольнениями и приёмом на работу.
7 мая началась VII Всероссийская конференция РСДРП(б), принявшая тезисы В.И. Ленина.
9 мая Временное правительство России объявило о полной ликвидации цензуры печати.
12 мая военный министр А.И. Гучков подал в отставку из-за полного неподчинения ему армии. На освободившийся министерский пост был назначен А.Ф. Керенский, мгновенно оказавшийся на первых полосах столичных газет. «Русское Слово» писало: «На его плечи возлагается самая тяжёлая сейчас задача – восстановление пошатнувшейся боевой силы армии и флота… Новое правительство – это, может быть, последний шанс спасения революции, и люди, несущие теперь бремя власти, не будут виноваты, если этот шанс окажется проигранным…».
15 мая Блок записал: «Мне уютно в этой мрачной и одинокой бездне, которой имя – Петербург 17-го года, Россия 17-го года. Куда ты несёшься, жизнь?».
17 мая Лев Троцкий возвращается из изгнания в Россию. Он и его группа «межрайонцев» сближаются с большевиками. В этот же день в Петрограде открывается Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, на котором главенствуют эсеры. Съезд высказывается за безвозмездную передачу помещичьих земель крестьянам. Завершился он 10 июня.
18 мая – начало деятельности первого коалиционного правительства, куда вошли представители Совета под председательством князя Г.Е. Львова; военный министр – А.Ф. Керенский, министр сельского хозяйства – эсер В.М. Чернов, министр почт и телеграфов – меньшевик И.Г. Церетели. Министр труда – меньшевик М.И. Скобелев и другие.
25 мая открылся III съезд партии эсеров в Москве.
Александр Блок пишет в этот день матери: «Последние годы, по признанию самих носителей власти, они были уже совершенно растеряны. Однако равновесие не нарушалось. Безвластие сверху уравновешивалось равнодушием снизу. Русская власть находила опору в исконных чертах народа… Надо было ждать толчка… Таковым оказалась война 1914-1917 года».
А на следующий день: «Вообще все правы – и кадеты правы, и Горький с «двумя душами» прав, и в большевизме есть страшная правда. Ничего впереди не вижу, хотя оптимизм теряю не всегда».
30 мая после продолжительного изгнания вернулся в Россию революционер-анархист П.А. Кропоткин, которого встречали в Петербурге с почётным караулом и оркестром А.Ф. Керенский, Н.В. Некрасов, М.И. Скобелев, П.Н. Милюков, представители Исполнительного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов. В своей речи Кропоткин призывал сплотить силы революции и не заключать сепаратного мира с Германией.
В то самое время, когда Временное правительство день ото дня теряло контроль над страной, лидер большевиков В.И. Ульянов (Ленин) предлагал простой и понятный выход – диктатуру пролетариата. В мае 1917 года она предъявлена ещё в своей начальной форме – как контроль рабочих над финансами и промышленностью.
Подготовила Галина ШИПИЦЫНА
* Нота – дипломатическое обращение одного правительства к другому.
На фото Лев Троцкий.
© Редакция газеты «Камышловские известия»