О пчёлах и не только
Галина ШИПИЦЫНА
После первых публикаций в нашей новой рубрике мы получили читательские отклики и несколько вопросов: «На ярмарках, в магазинах можно увидеть в продаже мёд с самыми разными названиями: горный, боярышниковый, гречишный, липовый и прочие. Как можно добыть чистый липовый мёд в наших краях, если липа цветёт раз в три года, и где взять столько деревьев, чтобы получить это огромное количество мёда? Другой вопрос – про майский мёд, это настоящий или подделка?».
Мы задали эти вопросы пчеловоду Егору Литвинову.
– В наших климатических условиях майский мёд – это практически из разряда «повезло». Два года назад погодные условия для этого совпали, то есть яблоня, с которой очень сложно получить нектар, весной дала его. В более южных регионах это не редкость, так как там теплее, в пору цветения яблони пчёлы уже берут с неё нектар. И майский мёд уже можно снимать. Другой вопрос, можно этот мёд у пчёл забирать или нельзя. Кто-то снимает его на продажу, кто-то нет – это каждый пчеловод решает сам для себя.
Три года назад я не стал его забирать у пчёл, но когда выкачивал летний, туда попала часть майского сбора. Сказать, что это была вся партия майского, нельзя, это был эксклюзивный мёд с майской добавкой. Но в наших погодных условиях, повторю, чистый майский мёд – редкость.
По поводу других видов мёда могу сказать, что всё зависит от региона, где этот мёд получен. Если взять Башкирию, там есть липовые леса, поэтому есть и липовый мёд. В соседней Челябинской области есть поля подсолнечника, гречихи – то есть растут медоносные монокультуры, с которых пчела может взять нектар. Если провести анализ полученного мёда и в его составе будет более 30% определённой культуры, считается, что вся партия относится к этой культуре. Так появляются виды мёда гречишный, липовый и прочие. Некоторые продавцы этим пользуются: берут мёд дешёвый и дорогой, смешивают в определённых пропорциях и называют его именем монокультуры.
Однако с точки зрения получения монокультурного мёда на нашей среднеуральской земле это довольно сложно: у нас нет таких посадок одной медоносной культуры. Есть, пожалуй, только рапс, но рапсовый мёд ни по вкусовым, ни по целебным своим свойствам особо не ценится. А то, что липа цветёт раз в три года, для липового леса не столь существенно: деревья цветут неодновременно, в один год – одни, в другой – другие.
А продавцам несложно доставить к нам мёд из любой территории. Остаётся единственный вопрос: насколько этот мёд настоящий. Но это вопрос фальсификации и отношения производителей и продавцов к качеству своего товара. Фальсификата, к сожалению, сейчас много. И моя рекомендация простая: покупайте районированный продукт. Но знайте и помните: липового уральского мёда практически нет. У нас можно получить разнотравье с вкраплением липы, люцерны, фацелии, но чистый монокультурный мёд – практически невозможно.
Продукт, выращенный в местности, где человек живёт, будет более полезен ему, чем любой, выращенный в другой территории. Поэтому для нас, живущих на Среднем Урале, мёд из нашего разнотравья будет более полезен, чем самый целебный мёд из гречихи, привезённый издалека.
Фото из свободного доступа.
На фото. Продукт, выращенный в местности, где человек живёт, будет более полезен ему, чем любой, выращенный в другой территории.
© Редакция газеты «Камышловские известия»