Сергей ОЗОРНИН
Мы уже рассказывали, что ко Дню города в краеведческом музее была открыта выставка моделей автомобилей «Колёса 1 к 87». Автор – наш коллега, журналист Илья Зырянов. В музее выставлено 349 его моделей. Наверняка, за это время многие камышловцы смогли посмотреть выставку, скоро она завершает свою работу. А мы разговариваем с Ильёй Зыряновым о его необычном хобби.
– Илья, с чего началось ваше увлечение?
– Как говорится, это родом из детства. Мой отец работал водителем грузовиков и по мере возможности брал меня в поездки: в Челябинск, Тюмень, Екатеринбург. Мне было очень интересно. Ещё у его папы, моего деда Валентина Зырянова, была большая стопка журналов «За рулём». Я любил их листать, они классно оформлены, на обратной стороне всегда были рисунки художника Захарова со старинными автомобилями. В журналах было много интересной информации об отечественном и зарубежном автопроме.
Где-то в десятилетнем возрасте, листая эти журналы, я наткнулся на выпуск номер один за 1987 год. В нём была большая статья под названием «Мир автомобильных миниатюр», посвящённая масштабным моделям. Написано было очень увлекательно. Автор приводил хронологию с начала ХХ века, рассказывал, как это всё появилось за рубежом, про самую знаковую фирму «Matchbox» в этой индустрии. Там говорилось о машинках, которые помещаются в спичечный коробок. Но тогда я не знал, что английский спичечный коробок 1950-х годов гораздо больше, чем привычный нам. Поэтому детское сознание рисовало такую малюсенькую машинку в обычном советском спичечном коробке, и в голове не укладывалось, как она поместилась там. Образ такой машинки глубоко засел, видимо. Был это примерно 1997 год.
Первые мои модели были в масштабе 1 к 43 – популярном в Советском Союзе. Они перешли ко мне от моего дяди, который всегда очень бережно относился к игрушкам, все они были чуть ли не в идеальном «магазинном» состоянии. Это «Волга» ГАЗ-24 фирмы «Тантал», у которой открывались двери, багажник, капот, а под капотом имитация двигателя. Тогда я уже отдавал себе отчёт, что это не просто игрушка, а модель. Был ещё грузовичок АМО-Ф-15 производства фирмы «Элекон». В итоге они сгинули в песочнице, но свой след оставили…
Потом был долгий период, когда было не до моделей. Но мысли и интересные яркие воспоминания из детства где-то глубоко сидели.
Второй виток увлечение получило, когда в киосках примерно в 2010 году появилась серия коллекционных журналов фирмы «ДеАгостини», вместе с которыми в качестве приложения шли машинки масштабом 1 к 43. Тогда было несколько серий: «Суперкары» с зарубежными машинами и «Автолегенды СССР». Я подсел на эти журналы, стал их регулярно покупать, продавцы в киосках уже знали, зачем я пришёл. И у меня набралась тогда приличная коллекция. За сотню экземпляров, наверное, перевалило. Некоторыми машинками мы обменивались тогда с Сергеем Петровым, у которого очень большая коллекция моделей.
– А какая была первая модель 1 к 87?
– Постепенно машинки стали занимать много места. Возникла проблема, где их складировать. Плюс со временем у меня появилось ощущение, что это больше игрушки, чем модели. Со временем интерес к 43-м моделям был утрачен, всё было распродано на тех же аукционах, на которых и было куплено. На форуме, где общаются увлечённые моделями люди, я увидел ветку (тему), посвящённую 87-у масштабу. Масштаб изначально «железнодорожный». ГДРовская фирма «Пико» выпускала наборы «Железная дорога», мечту многих советских ребят. Машинки в этом масштабе изначально шли как дополнение к железной дороге. Но со временем они стали отдельным объектом коллекционирования. Появились фирмы, которые специализировались на выпуске моделей в этом масштабе. Он удобный, в два раза меньше, чем 43-й.
Первую модель 87-го масштаба я приобрёл в Екатеринбурге. Друг, узнав про моё увлечение, привёл меня в магазин «Масштаб». Я надолго залип у витрин, друг уже был не рад. Там в основном были машинки 43-го масштаба, но среди всего этого великолепия было две модели в 87-м масштабе. Серый Мерседес-220, 1956 года немецкой фирмы «Брекина» запал мне в душу. Очень хорошего качества, он и стоил тогда хорошо, 900 рублей. Я его купил, это была моя первая модель. И с тех пор понеслось.
– Но такие модели в обычных магазинах не продаются?
– Все модели, кроме первого «Мерседеса», куплены через интернет-магазины. У меня много моделей, сделанных на Украине. Для людей, коллекционирующих модели в 87-м масштабе, Украина – это до недавнего времени была золотая жила. Там очень много маленьких фирмочек, которые без всяких промышленных производств и прессов, буквально на коленке, из специальной модельной смолы отливали детали. Причём у этих фирмочек были договоры с немецкими большими фирмами, закупавшими у них эту продукцию. Так со временем у меня накопилось около 430 моделей. Это ещё не считая тех, которые лежат в коробках в разобранном виде, их ещё нужно склеивать, красить.
Сейчас коллекция пополняется уже не с таким азартом, так как многие европейские магазины сегодня не отгружают товары в Россию. Приходится выискивать на аукционах. Многие продают модели не отдельными экземплярами, а кучками, например, по пять штук. А тебе нужна одна из этих пяти. Ты вынужден их покупать, а потом коллекцию подчищать. У меня обычно не задерживаются современные модели, так как старинные, на мой взгляд, интереснее. Потому что сами прототипы интереснее. Раньше автомобили были как произведение искусства. А сейчас это штамповки, безликие коробочки.
– Зачем покупать набор деталей? Проще ведь купить готовую машинку.
– Есть моделисты, которым хочется купить модель и поставить на полочку. Тут в чём минус? Ты покупаешь модель в том виде, в котором её видит производитель. Но если хочешь создать диораму, тебе придётся модель дорабатывать. В этом случае лучше покупать набор деталей. Ты сам склеишь, как тебе надо, сделаешь открытую дверь, покрасишь так, как тебе надо, сделаешь визиринг (искусственное состаривание). Это уже из стендового моделизма пришло. Вообще, пособирать, посклеивать модель – это кайф, это намного интереснее, чем просто взять готовую.
Конечно, сборка – это кропотливая работа со специальным клеем, пинцетом, лупой. Несколько раз я ползал под столом с фонариком, искал упавшую деталь, пока, слава богу, все детали находились. Нужно идеальное освещение, это несколько лампочек со всех сторон. Дышать приходится осторожно, потому что некоторые детали даже дыханием может сдуть.
– Это дорогое увлечение? Семья не против?
– Дорогое. Получается, что волей-неволей ты тратишь деньги из семейного бюджета. Но я свои аппетиты держу в узде. Больше покупаю на аукционах, так как это вторичный рынок, и при должной сноровке, если постоянно отслеживать, то можно найти хорошие вещи по очень хорошей цене. Раза в три дешевле, чем в магазине. Конечно, есть риски, что человек может тебе модель не отправить. Но за 10 лет коллекционирования у меня таких случаев не было. Самая дорогая модель – самолёт «Юнкерс» (он выставлен в музее в диораме аэродрома) – куплена в виде набора деталей за 3000 рублей, а самая дешёвая – за 100.
Жена Лена с самого начала относилась с пониманием, знала, что я покупаю модели. Но я всё-таки делал это как-то украдкой. Потом она уже сама стала мне модели дарить. После того как мы съездили в музей военной техники в Верхнюю Пышму, она подарила мне модель ЗИС-101, это один из первых отечественных гоночных автомобилей. Когда сын Богдан узнал, что у меня в коробках хранится огромное количество машинок, восторгу не было предела. Но он понимает, что это не игрушки. Младшей дочке Алисе сейчас пять лет, ей в руки, конечно, нельзя модели давать, но она не особо и стремится, понимает, что папа запрещает.
Всё приходится упаковывать в коробочки, ведь это пылесборники, потому что пыль и в шкафы проникает. Надо придумывать какие-то герметичные витрины. Это одна из проблем, с которыми сталкивается коллекционер.
– Как придумывали оформление экспозиций в музее?
– Кроме того что я коллекционирую, я всё это фотографирую. На своей страничке во ВКонтакте я публиковал фотозарисовки, где модельки в некотором антураже сняты с такого ракурса, чтобы сымитировать реальность. Эти картинки отправил в музей Марине Леонидовне Бзердеревской. Я не предполагал, что это в такую бурю идей выльется. Перетащил модельки в коробках в музей, сделав пять-шесть ходок, и мы начали оформлять. Сделали витрину с «Мерседесами» в хронологическом порядке от самого первого «Benz Patent Motorwagen» до современного 2005 года, витрину с американскими авто. И отдельная полочка у нас посвящена немецкой фирме «Marklin», это старейший в мире производитель игрушек. Модели железных дорог они, кстати, придумали и задали стандарты масштабов. Отдельно оформили отечественный автопром. Очень много идей именно сотрудники музея предложили, например, самосвал, который зерно вываливает.
– Есть ли модель-мечта?
– Конкретной модели, наверное, нет. Первая заповедь коллекционера – всего не соберёшь. Собирать всё подряд – это неинтересно. Интересно, когда у тебя есть какая-то тема. Меня привлекают старинные автомобили, модели современных авто я игнорирую. Сейчас, правда, присмотрел ещё одну модель самолёта, но когда разорюсь на неё, не знаю.
– Спасибо за беседу! Желаем приобрести и этот самолёт, и много новых моделей.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Коллекционер Илья Зырянов и миниатюрный «цепной пёс Рокфеллера» – грузовик с цепным приводом Мак «Бульдог» нефтяной компании «Стэндарт Ойл Компани». Модель собрана из набора деталей для самостоятельного склеивания и окрашивания.
© Редакция газеты «Камышловские известия»