Прокурорский надзор
Убийства могло и не произойти, заяви женщина об избиениях в полицию вовремя
Преступления, предусмотренные статьями 116 и 119 Уголовного кодекса РФ «Побои» и «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью», относятся к так называемым превентивным составам. То есть они направлены на предотвращение совершения более тяжких преступлений и предусматривают не строгое наказание – от штрафа до лишения свободы на срок до пяти лет. А если преступление не содержит квалифицирующих признаков, таких, как совершение преступления из хулиганских побуждений или по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, то за его совершение и вовсе грозит не более двух лет лишения свободы либо более мягкое наказание.
По этой причине юристы нередко высказывают мнение о необходимости декриминализации данных преступлений и отнесении их к административным проступкам.
Однако суровая реальность свидетельствует о другом. Вовремя написанное заявление и привлечение пусть и не к самой строгой уголовной ответственности может спасти здоровье или даже жизнь. Причем не только лицу, терпящему побои и угрозы, но и тому, кто эти угрозы высказывает и подкрепляет их кулаками.
Пример необходимости пресечения бытовой агрессии демонстрирует вынесенный 22.10.2012 года Камышловским городским судом приговор в отношении 42-летней жительницы одной из деревень Камышловского района. В июле 2012 года она совершила безжалостное убийство своего сожителя, который, согласно материалам уголовного дела, незадолго до своей смерти, находясь в состоянии алкогольного опьянения, причинил ей телесные повреждения в виде побоев. На следствии подсудимая показала, что с мужчиной она проживала с 2005 года, трезвого охарактеризовала его как хорошего и спокойного человека, но в состоянии алкогольного опьянения тот становился агрессивным и часто избивал её. Однако она по этому поводу в правоохранительные органы не обращалась.
Побои, причиненные женщине сожителем в день убийства, стали последней каплей в чаше ее терпения. Дождавшись, когда мужчина заснул, и вооружившись массивным ножом хозяйственно-бытового назначения, она нанесла ему не менее семи рубящих ударов по голове, убив на месте. Чтобы скрыть следы преступления, злоумышленница вытащила труп во двор дома и закидала его сеном, а в доме замыла кровавые следы.
Когда спустя неделю соседи обнаружили труп и вызвали следственно-оперативную группу, то жестокости, с которой было совершено убийство, удивились даже многое видавшие правоохранители.
За совершение при изложенных обстоятельствах убийства прокурор просил наказание в виде 9 лет 11 месяцев из 10 возможных. Суд поддержал доводы прокурора о необходимости строгого наказания и, учтя явку с повинной подсудимой, частичное признание вины и наличие несовершеннолетнего ребёнка, а также неправомерное поведение потерпевшего, назначил преступнице 9 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Остается только догадываться, как бы сложились судьбы женщины и её сожителя, если бы она не терпела избиения от последнего на протяжении семи лет, а вовремя обратилась в правоохранительные органы с соответствующим заявлением.
Сергей ПАТРАКОВ, старший помощник Камышловского межрайонного прокурора, младший советник юстиции.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Так бы и сложилась судьба: мужику за побои штраф, а бабе за то что в полицию обратилась — вообще не жить. Из за этого многие и не обращаются, что боятся. Надо сразу уходить от таких «кухонных боевиков», а не терпеть годами и унижаться. Еще и несовершеннолетний ребенок постоянно смотрел как избивают его мать — как это на его психике отразится?
Многие, к сожалению, так живут. Не уходила от него, значит, что-то держало кроме страха. Можно предположить, что деньги и совместное распитие. Значит, всё устраивало её.
Это вечная проблема, она была и будет всегда, причём, часть вины за такие инциденты лежит на женщинах. Кошка скребёт на свой хребёт — как раз про это. Вот цитата из исследования на эту тему: «— Насилие в семье распространено во всех слоях общества. Безопасность не может гарантировать ни образование, ни уровень доходов, ни профессия, ни язык общения, ни этническое происхождение, ни вероисповедание».
А мне кажется что многие не уходят, т.к. думают что исправится, надеятся что больше не повторится, и постепенно вырабатывается привычка так жить.
Отчего же такая безысходность в речах?
«9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.»
Пессимизм — это роскошь, которую не могут себе позволить евреи (Голда Меир)