Чт, 23 мая. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Чт, 23 мая. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Музей на колёсах побывал в Камышлове
22 мая 2023, 14:00

Музей на колёсах побывал в Камышлове



Галина ШИПИЦЫНА

10 мая ровно в 11 часов на перроне железнодорожного вокзала станции Камышлов раздался густой басовитый гудок – это был голос паровоза, который сообщил всем о том, что в наш город прибыл «Эшелон Победы».

Машинист-инструктор паровоза Андрей Завьялов и начальник эксплуатационного локомотивного депо Камышлов Денис Белопашинцев (справа).
Третий год подряд в майские победные дни по железнодорожным магистралям курсирует историческая реконструкция эшелона времён 1941-1945 годов. В его составе 18 вагонов, в числе которых 15 – с различными экспозициями: офицерский вагон, санпропускник, вагон-электростанция, аптека-перевязочная, кухня, хлебопекарня, солдатская теплушка, а также несколько железнодорожных платформ, на которых – «Катюша», пушка М-42, автомобиль ГАЗ-67, грузовой автомобиль ЗИС-51, цистерна 1931 года, станки военного и послевоенного времени.

Музей на колёсах даёт нам много возможностей. Во-первых, своими глазами увидеть предметы военного времени, даже прикоснуться к ним и, возможно, представить, как это было 80 лет назад – когда эшелоны шли непрерывно на восток и на запад, соединяя фронт и тыл. Во-вторых, узнать информацию о военно-санитарном поезде, которую рассказывали экскурсоводы, о подвигах железнодорожников. В-третьих, сфотографироваться на память. И, конечно, увидеть и услышать живой, самый настоящий паровоз. Правда, он чуть младше паровозов военных лет, но эмоции от этого не уменьшаются, впечатление живой истории сохраняется.

Сам машинист-инструктор паровоза А.Н. Завьялов и его бригада с удовольствием беседуют с пришедшими зрителями и коллегами. Упустить такой случай и не поговорить с настоящим машинистом паровоза было невозможно, и вот мы беседуем с Андреем Николаевичем, а рядом поблёскивает блестящим чёрным боком красавец «ЛВ-0355».

– Андрей Николаевич, здравствуйте, откуда вы прибыли?
– Наш состав следует по установленному маршруту из Пермского края.

– Какого года выпуска паровоз?
– Данный паровоз ЛВ-0355 – 1954 года выпуска. Вместе с другими паровозами он простоял на базе запаса паровозов станции Шумково больше 30 лет, сейчас его депо приписки – Пермь-Сортировочная Свердловской железной дороги. Три года назад мы его подняли, подготовили к передислокации, отправили в Тихорецк Краснодарского края, где находится цех по восстановлению паровозов. Тянул, конечно, электровоз, но шёл он на своих осях. Там выполнили ремонт, и осенью 2022 года он вернулся к нам в депо.

– Специально для какой цели его восстанавливали?
– Его восстанавливали для работы. Он не просто стоит или работает на праздниках. Чтобы паровозы были сохранены, они должны работать регулярно. Хозяйственное движение, пригородное, в праздничные дни. Для этого их и восстанавливают. На сегодняшний день в парке нашего депо шесть живых паровозов, седьмой – на капитальном ремонте.

– Какую работу они выполняют?
– Хозяйственные работы – например, выгрузка щебня на пути, передислокация у путейцев на платформах, стрелочные переводы. Кроме того, пригородное, туристическое движение – это всё работа наших паровозов. Путейские части между собой их даже делят: тепловоз не надо, дайте нам паровоз. Нравится им, когда у них работает паровоз.

– Где его сделали в 1950-е?
– Два паровоза в этом поезде идентичны (только один 1953-го, а другой 1954-го года выпуска). Эти паровозы разработаны на базе паровоза «Л» (в честь инженера-локомотивостроителя Л.С. Лебедянского, железнодорожники их называют «Лебедянками» – прим. ред.). Вторая буква – «В» – Ворошиловград, где он был собран. Он немного мощнее паровоза «Л», площадь колосниковой решётки больше, добавлена поддерживающая ось. И, соответственно, раз площадь колосниковой решётки больше, мощность паровоза увеличивается. Если у паровоза серии «Л» 2000 лошадиных сил, то у паровоза серии «ЛВ» – 2400 лошадиных сил. Может водить как пассажирские, так и грузовые поезда.

Читайте также:  Высажено именное деревце

– Что нужно для того, чтобы запустить его из холодного состояния?
– Растопка паровоза – очень ответственное дело, к ней допускаем самых серьёзных людей. Чтобы довести паровоз до рабочего состояния, нужно минимум пять-шесть часов, а то и больше. Паровозы не любят, когда их быстро растапливают. Так как это металл, повышать температуру нужно постепенно. То есть за рабочую смену (12 часов) паровоз доводится из исходного состояния до рабочего. Растапливается дровами, делается «шуба» из угля, соответственно уголь загорается – и процесс пошёл.

– У вас есть и должность кочегара?
– Все есть – и кочегары, и помощники, и машинисты. Все обучены, все знают, как и что делается.

– Уголь кидают вручную?
– На стоянках используется лопата, это положено по инструкции. Есть углеподатчик, он используется в поездной работе при движении.

– На какое расстояние хватает запаса?
– Всё зависит от веса поезда и профиля пути. Допустим, в данной ситуации, как сейчас мы едем, угля хватает на семь-восемь дней. Позавчера ехали своим ходом в Тавду, прошли очень большой перегон с довольно непростым профилем дороги и за смену сожгли 2,5 тонны угля. Могли бы и весь участок своим ходом проехать, но нужна вода. Чтобы паровоз шёл, необходимо постоянно заправляться водой, а инфраструктура это не везде позволяет. Иначе мы бы сами ехали и ехали.

– Какая максимальная скорость у этого паровоза?
– У данной серии – 80 километров в час. Две недели назад с этим поездом мы были на Горьковской железной дороге, ехали 70 километров в час.

– Сколько человек в локомотивной бригаде?
– Бригада состоит из трёх человек. В данной поездке вместе со мной едет 18. Работаем в три смены.

– Вы ведь, наверное, не всегда были машинистом паровоза?
– Я служил срочную службу в Афганистане, в 5-й гвардейской мотострелковой дивизии в Шинданде, и это увлечение оттуда. Хотя уже после школы пришёл в депо слесарем. Папа у меня работал на паровозе, поэтому я в паровозах соображал и понимал. По возвращении из армии год проучился на юрфаке, потом пошёл работать на железную дорогу. Выучился на помощника, работал, потом – на машиниста, затем стал машинистом-инструктором.

У папы 38 лет стажа на паровозе, у меня в сентябре будет 35 лет стажа на локомотивах. Паровозами мы начали заниматься с 2009 года, права машиниста паровоза у меня уже были. Изначально я тепловозник, у меня большой разброс локомотивов. Сегодня – новый, современный ТЭМ-14 и старый паровоз. В моей колонне машинисты могут работать на любых типах локомотивов, как и я сам.

– Какой локомотив вам самому больше нравится?
– Паровоз, конечно. Это живой организм. Его надо чувствовать. Когда бригада паровоз чувствует, он отказа не даёт, слушается. А если бригада относится немножечко спустя рукава, он начинает брыкаться.

Фото Андрея Зайкова и Галины Шипицыной.
На фото. Эшелон Победы, как рассказал А.Н. Завьялов, выехал 29 апреля и вернётся из «турне» только 26 мая. В пути у него остановки на 50 станциях в Свердловской, Тюменской областях, Пермском крае, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО. И на каждой станции, в каждом городке и посёлке поезд-музей встречают улыбками, музыкой, приветственными словами, аплодисментами, а иногда и со слезами на глазах.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.